Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

метим, что колеса с такой геометрией лопаток действительно приме-

няются на тихоходных судах.

Другой вариант геометрии (рис. 3,

а

) характеризуется лопатками,

отделенными от обода, чтобы давление в межлопаточном простран-

стве выравнивалось за счет поступления воздуха со стороны оси вра-

щения (вариант II). Из результатов вычислений следует, что эффекты,

связанные с разрежением воды между лопатками, резко ослабляются.

Однако при входе лопатки в воду также создается большая сила, ло-

кально повышается давление и формируется течение как назад, так и

вперед. Кроме того, часть воды недостаточно быстро стекает с лопаток

и также ускоряется вперед относительно земной системы координат.

В результате при высоких скоростях судна (например,

v

v

= 45

км/ч)

эффективность движителя оказывается либо недопустимо мала, либо

вовсе отрицательна (см. рис. 2).

В результате приведенного анализа и вариантных вычислений

предложена новая геометрия лопаток (вариант III).

Она характеризуется, во-первых, тем, что вместо одиночных ло-

паток применяются двойные, тройные и прочие лопатки со щелями

между ними, через которые вода после гребка сливается быстрее, чем

с одиночных лопаток. Это обеспечивает снижение массы ускоряемой

вперед воды и соответствующей отрицательной составляющей силы,

действующей на колесо.

Во-вторых, тем, что внешняя лопатка имеет такой угол наклона

относительно соответствующего радиуса, что при заданных

v

v

и

v

ω

ее внешний край входил бы в неподвижную воду под нулевым углом

атаки. Это условие для угла атаки, характерное для оптимальных ре-

жимов практически всех лопаточных машин, обеспечивает снижение

потерь импульса при входе лопатки в воду.

В-третьих, внутренние лопатки так расположены относительно

внешних, что вода, текущая при гребке вдоль внешней лопатки со

стороны повышенного давления, проходит по инерции мимо межло-

паточной щели и попадает на поверхность внутренней лопатки. Это

обеспечивает снижение потерь импульса при гребке из-за протекания

воды по щелям.

В-четвертых, углы наклона внутренних лопаток таковы, что стека-

ющие с внешних лопаток потоки воды, имеющие значительную вер-

тикальную составляющую, направляются внутренними лопатками го-

ризонтально назад. Это снижает потери импульса на вертикальную

составляющую.

Результаты вычислений для лопаток с новой геометрией приведены

на рис. 2, 3,

б

, 4.

Отметим, что воду в месте входа лопатки нельзя назвать непо-

движной, но погружение происходит без значительного всплеска и

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 1 107