Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Keywords

:

rowing wheel, high speeds of watercraft, computational experiment, blade

shape, efficiency.

В настоящее время актуальны задачи освоения обширных терри-

торий, в том числе районов Крайнего Севера, с почти отсутствующей

всесезонной дорожной сетью и портовой инфраструктурой при нали-

чии неподготовленной морской береговой линии, болот, рек, озер и т.д.

Значительную роль в решении таких задач могут сыграть амфибийные

средства на воздушной подушке, способные передвигаться как по су-

ше, так и по заболоченным участкам, мелководью, глубокой воде [1].

Скорость таких судов при движении по воде должна, по возможности,

превышать критическую (обычно порядка 20. . . 40 км/ч), тогда энер-

гетические затраты на движение значительно снижаются, а дальность

автономного передвижения повышается.

Для движителей таких судов традиционно применяются аэроди-

намические винты и водометы [2]. Аэродинамические винты при ха-

рактерных невысоких скоростях транспортного средства (судна)

v

v

относительно скорости отбрасываемого воздуха

v

a

имеют невысокую

эффективность: отношение к потоку энергии

Aρv

2

a

/

2

мощности упо-

ра (тяги), связанной с силой отдачи от потока импульса

v

v

A

ρ

v

a

/

2

,

сравнительно низкое (

А

— характерная площадь сечения потока,

ρ

плотность воздуха). Водометные движители также не свободны от не-

достатков [3–5]:

— меньший, по сравнению с винтом, КПД, из-за необходимости

перевозки, помимо собственно полезного груза, также и воды, нахо-

дящейся в трубопроводе (в качестве рабочего тела); потеря мощности

из-за трения воды в трубопроводах и из-за турбулентных завихрений

потока воды в каналах водомета;

— затруднительность подачи воды сквозь днище судна к насосу, на

эффективность которого будет влиять скорость движения судна отно-

сительно воды;

— водозабор работает так же, как помпа и может затянуть со дна

камни, песок, мусор, т.е. забить систему охлаждения либо повредить

импеллер и водовод;

— возможность разрушения дна прибрежной полосы;

— высокая степень износа пары ротор–статор, так как эксплуати-

руется на мелководье;

— резкое и внезапное снижение КПД и упора при уменьшении

скорости.

В качестве движителей судов применяются гребные колеса с не-

подвижными или поворотными лопатками (последние меняют угол

наклона с частотой циклов поворота, равной частоте оборотов коле-

са). Такие гребные колеса обеспечивают большой упор при малом

заглублении, т.е. применимы на мелководье [6]. При малых скоростях

судна

v

v

они отличаются высокой эффективностью, определяемой как

102 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 1