Previous Page  6 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 13 Next Page
Page Background

базовых СК (БСК), которые в начальный момент времени совпадают

и расположены в плоскости аварийного стыка (см. рис. 1).

Для получения возможных диапазонов значений кинематических

параметров отделяемых тел использовался метод статистических ис-

пытаний [9]. Влияние отдельных факторов на процесс относительного

движения исследовалось с помощью консервативного метода.

Расчеты по определению максимальных контактных сил между

элементами конструкции ОГБ и поверхностью СА, а также кинемати-

ческих характеристик СА проводились консервативным методом. Зна-

чения контактных сил задавались как функция относительной упругой

деформации поверхности СА и элементов конструкции ОГБ, а корпус

СА — поверхностью вращения со сложного вида образующей [10].

Отделение ОГБ от РН.

Скоростной напор на рассматриваемом

участке работы САС изменяется от 6 кН/м

2

в его начале и до 0,1 кН/м

2

в конце.

Для ряда характерных точек по траектории выведения были про-

ведены статистические испытания. Расчеты провели с учетом разбро-

сов значений следующих параметров: положения центров масс разде-

ляемых объектов, их массово-инерционных характеристик, модуля и

направления угловой скорости, значений скоростного напора на мо-

мент разделения, угла атаки, времени срабатывания РДГ, спада тяги

последействия ДУ РН. При этом учитывались законы их распреде-

ления.

Анализ полученных результатов показал, что отделение ОГБ от РН

происходит без соударений. Типовые кинограммы отделения ОГБ от

РН представлены на рис. 2. Минимальное расстояние между ОГБ и

РН в относительном движении наблюдается, когда вектор начальной

угловой скорости вращения направлен по оси

OY

БСК

, т.е. противопо-

ложно направлению увода ОГБ. Было установлено также, что наиболее

неблагоприятным случаем является авария РН в начале рассматрива-

емого участка траектории, когда скоростной напор имеет максималь-

ное значение. В этом случае аэродинамическое воздействие является

основным возмущающим фактором, влияющим на угловое движение

ОГБ. Причиной тому его динамическая неустойчивость.

В результате исследования установлено, что угловая скорость РН

в момент отделения ОГБ ни по значению, ни по направлению не ока-

зывает существенного влияния на его угловое движение. На фоне дей-

ствия аэродинамических сил разбросы значений параметров РДГ и

массово-инерционных характеристик разделяемых объектов незначи-

тельно влияют на развитие угловой скорости ОГБ. Однако с умень-

шением скоростного напора именно эти факторы становятся опреде-

ляющими. Так, при аварии РН в начале рассматриваемого участка

траектории математическое ожидание модуля угловой скорости ОГБ в

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 1 9