Keywords
:
spaceship, reentry module, separated nose fairing, emergency abort,
separation dynamics, interaction force.
Обеспечение безопасности экипажа пилотируемого космическо-
го корабля (КК) является одним из ключевых моментов разработки
средств его выведения [1, 2]. При этом атмосферный участок тра-
ектории полета ракеты-носителя (РН), характеризующийся наличи-
ем существенных возмущающих аэродинамических сил и моментов,
является наиболее ответственным с точки зрения обеспечения безо-
пасности полета КК. Поэтому средства выведения пилотируемых КК
оснащаются системой его аварийного спасения (САС).
При аварии РН на стартовом столе и на большей части атмосферно-
го участка ее полета (участок IСАС [3]) для спасения экипажа служит
твердотопливная двигательная установка (ДУ) САС (рис. 1), которая
уводит отделяемый головной блок (ОГБ) от аварийной РН. По мере
увеличения высоты полета и снижения скоростного напора необходи-
мость в мощной ДУ САС отпадает, и она сбрасывается [4]. На остав-
шейся части атмосферного участка полета (участок IАСАС) ОГБ отво-
дится от аварийной РН четырьмя менее мощными твердотопливными
ракетными двигателями (РДТТ) головного обтекателя (РДГ), устано-
вленными на створках обтекателя (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема головного блока
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 1 5