такого торможения в космических миссиях Odyssey и Mars Global
Surveyor. Торможение скорости КА осуществлялось в основном за
счет энергии солнечных батарей. При этом максимальная допустимая
температура нагрева поверхности солнечных батарей не должна бы-
ла превышать 175
◦
С. Температура поверхности солнечных батарей во
многом определяется суммарным количеством теплоты, подведенным
к ней за время движения КА в верхних слоях атмосферы. Суммар-
ное количество теплоты является интегральной характеристикой от
теплового потока. Кроме того, на панели солнечных батарей действу-
ет силовая нагрузка, пропорциональная скоростному напору. Поэтому
в процессе движения КА в верхних слоях атмосферы необходимо кон-
тролировать как тепловой поток, так и скоростной напор.
Неточность знания параметров атмосферы значительно затрудняет
выбор высоты перицентра переходной орбиты для торможения КА [6].
Например, плотность в верхних слоях атмосферы Марса для одной
и той же высоты может сильно отличатся от плотности атмосферы
основной модели. В табл. 1 показаны значения плотности в атмосфере
Марса, взятые из работы [7].
Таблица 1
Значения плотности для различных моделей атмосферы Марса
Высота
H
, км
Плотность атмосферы, кг
∙
м
−
3
основная
максимальная
минимальная
140
1,27
∙
10
−
9
2,03
∙
10
−
8
1,17
∙
10
−
10
120
1,40
∙
10
−
8
2,24
∙
10
−
7
1,29
∙
10
−
9
100
1,54
∙
10
−
7
2,47
∙
10
−
6
1,42
∙
10
−
8
80
1,70
∙
10
−
6
2,72
∙
10
−
5
1,57
∙
10
−
7
Рассмотрим основные моменты движения КА, перицентр орбиты
которого находится в атмосфере, а апоцентр — на достаточно большом
расстоянии от планеты.
Математическая модель движения КА.
Выберем математиче-
скую модель пространственного движения КА в соответствии с ра-
ботами [8–10], сформированную при следующем допущении: плане-
та постоянного радиуса (
R
) вращается с постоянной угловой скоро-
стью (
ω
):
dV
dt
=
rω
2
(cos
ϕ
sin
θ
−
sin
ϕ
cos
θ
sin
ψ
) cos
ϕ
−
−
g
R
sin
θ
+
g
T
cos
θ
sin
ψ
−
S
б
q
;
dθ
dt
=
1
V
rω
2
(cos
ϕ
cos
θ
+ sin
ϕ
sin
θ
sin
ψ
) cos
ϕ
−
g
R
cos
θ
−
−
g
T
sin
θ
sin
ψ
+ 2
V ω
cos
ϕ
cos
ψ
−
1
+
V
cos
θ
r
;
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 39