Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

такого торможения в космических миссиях Odyssey и Mars Global

Surveyor. Торможение скорости КА осуществлялось в основном за

счет энергии солнечных батарей. При этом максимальная допустимая

температура нагрева поверхности солнечных батарей не должна бы-

ла превышать 175

С. Температура поверхности солнечных батарей во

многом определяется суммарным количеством теплоты, подведенным

к ней за время движения КА в верхних слоях атмосферы. Суммар-

ное количество теплоты является интегральной характеристикой от

теплового потока. Кроме того, на панели солнечных батарей действу-

ет силовая нагрузка, пропорциональная скоростному напору. Поэтому

в процессе движения КА в верхних слоях атмосферы необходимо кон-

тролировать как тепловой поток, так и скоростной напор.

Неточность знания параметров атмосферы значительно затрудняет

выбор высоты перицентра переходной орбиты для торможения КА [6].

Например, плотность в верхних слоях атмосферы Марса для одной

и той же высоты может сильно отличатся от плотности атмосферы

основной модели. В табл. 1 показаны значения плотности в атмосфере

Марса, взятые из работы [7].

Таблица 1

Значения плотности для различных моделей атмосферы Марса

Высота

H

, км

Плотность атмосферы, кг

м

3

основная

максимальная

минимальная

140

1,27

10

9

2,03

10

8

1,17

10

10

120

1,40

10

8

2,24

10

7

1,29

10

9

100

1,54

10

7

2,47

10

6

1,42

10

8

80

1,70

10

6

2,72

10

5

1,57

10

7

Рассмотрим основные моменты движения КА, перицентр орбиты

которого находится в атмосфере, а апоцентр — на достаточно большом

расстоянии от планеты.

Математическая модель движения КА.

Выберем математиче-

скую модель пространственного движения КА в соответствии с ра-

ботами [8–10], сформированную при следующем допущении: плане-

та постоянного радиуса (

R

) вращается с постоянной угловой скоро-

стью (

ω

):

dV

dt

=

2

(cos

ϕ

sin

θ

sin

ϕ

cos

θ

sin

ψ

) cos

ϕ

g

R

sin

θ

+

g

T

cos

θ

sin

ψ

S

б

q

;

dt

=

1

V

2

(cos

ϕ

cos

θ

+ sin

ϕ

sin

θ

sin

ψ

) cos

ϕ

g

R

cos

θ

g

T

sin

θ

sin

ψ

+ 2

V ω

cos

ϕ

cos

ψ

1

+

V

cos

θ

r

;

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 5 39