концентрация линий тока, которая определяется границей корпуса
и суммарной толщиной деталей, расположенных под электродом.
Уменьшенный теплоотвод от этой зоны по сравнению с зоной, находя-
щейся под электродом
2
, приводит к развитию в области концентрации
тока более высоких температур. В связи с этим начало плавления на-
блюдается в зоне, расположенной под электродом
1
.
Данный момент является положительным с той точки зрения,
что электрод
2
расположен непосредственно над металлостеклянны-
ми спаями гермовыводов, которые критичны к термомеханическим
воздействиям. Поэтому для дальнейшего снижения температуры в
этой области за счет увеличения теплоотвода электрод
2
выполнен с
развитой рабочей поверхностью
При малых расстояниях
L
(в нашем случае
L
= 0
,
8
мм, что опре-
деляется конструкцией корпуса, см. рис. 3) электрический ток, про-
ходящий по наружней детали, вызывает значительный разогрев ме-
талла в зазоре между электродами. У ковара 29 НК при нагреве до
950. . . 1050
◦
С наблюдается сильный рост зерна (вторичная рекристал-
лизация). Одновременно в тонких оболочках возможна потеря вакуум-
ной плотности [1]. В связи с этим определялся уровень температур в
области между электродами с помощью микротермопар, приваренных
в различных ее точках. Регистрация термоЭДС проводилась с исполь-
зованием электронного осциллографа.
Результаты измерений показали, что максимальные температуры
локализованы в узкой зоне шириной порядка 0,25 мм, которая при-
мыкает к электроду 1 (см. рис. 3). Значения температур в этой зо-
не превышают температуру рекристаллизации ковара и составляют
1100. . . 1300
◦
С. Полученные результаты свидетельствуют о том, что
при выполнении шовной сварки с односторонним подводом сварочно-
го тока может нарушаться герметичность корпусов вследствие ухудше-
ния вакуумных свойств основного металла (межкристаллитные течи).
Поэтому было предложено ограничивать температуру нагрева
верхней детали за счет отвода теплоты в электрод, для чего рабочая
поверхность электрода (рис. 4) делается со скосом. Начальное поло-
жение рабочей поверхности электрода показано штриховой линией.
Размеры зоны сплавления деталей корпуса определяются параметрами
режима сварки и конечным положением электрода (сплошная линия).
В начальный момент сварки электрод и корпус контактируют
в точке (штриховая линия на рис. 4). По мере разогрева зоны свар-
ки под действием силы нажатия электрода
р
происходит его осадка,
в результате чего наиболее нагретая зона металла в зазоре между
электродами вступает в контакт с холодной поверхностью
98 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 2