а конечные положения ЦТ соответствуют расчетному критическому
сечению в зависимости от температуры.
Особенностью данного процесса регулирования является необхо-
димость обеспечить поглощение относительно небольшой разницы в
кинетических энергиях ЦТ при крайних температурных режимах ра-
боты (не более 13%) на относительно большом (не менее 25%) пути
смещения ЦТ. Возможным решением задачи является деформирование
разнотолщинной преграды в процессе торможения ЦТ. В результате
“натекания” срезаемой цилиндрической подложки на ударник, т.е. со-
вершения работы, затрачиваемой на изменение внутреннего диаметра
подложки, диссипируется кинетическая энергия ЦТ, причем интенсив-
ность диссипации определяется толщиной подложки.
Предполагается, что кинетическая энергия проникающего элемен-
та при
−
40
◦
С будет затрачена на срез массивного переднего участка
(конического или цилиндрического), а добавку кинетической энергии
(6–13%) при функционировании двигателя при
+ 50
◦
С поглотит ра-
бота, затрачиваемая на срез тонкой цилиндрической части. Разность
между необходимыми смещениями при
+50
◦
С и
−
40
◦
С, достигающая
∼
10
мм для случая ровной конической формы внешней поверхности
ЦТ [8], привела к необходимости диссипации незначительной разно-
сти в кинетических энергиях ЦТ на значительном участке пути.
Нетривиальность задачи и искомой конструкции демпфера за-
ключается в том, что заключительный участок подложки должен
оказывать меньшее удельное сопротивление прониканию ударника,
чем начальный участок диссипации энергии. Для предохранения тон-
кой цилиндрической части подложки от потери устойчивости поверх
нее были установлены стальные ребра жесткости (рис. 2), обеспечива-
ющие передачу силы торможения на первом участке непосредственно
в силовой упор вплоть до начала деформирования ударником тонкой
части подложки.
Рис. 2. Ребра, предохраняющие от потери устойчивости тонкую цилиндриче-
скую часть:
1
— демпфирующая преграда;
2
— ребра;
3
— тонкая цилиндрическая часть преграды
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 4 67