заканчивался строго в расчетной точке, соответствующей требуемому
критическому сечению.
Анализ технических решений и обоснование конструкции тормоз-
ного устройства, обеспечивающего полное торможение ЦТ в нужном
положении, проводились на основе вычислительных экспериментов в
программном комплексе Ansys Autodyn. Задачи серии вычислитель-
ных экспериментов заключались:
— в подборе рационального пути торможения ЦТ, обеспечивающе-
го допустимый уровень нагрузок на неподвижные детали упора при
минимальных габаритно-массовых характеристиках всего узла;
— в управлении открытием критического сечения двигателя, ре-
ализуемым через разницу в смещениях ЦТ за счет конструкции как
проникающих элементов, так и преграды на их пути, чувствитель-
ных к незначительному (6–13%) изменению кинетической энергии вы-
двигающегося ЦТ при разных температурах функционирования (при
этом увеличение разницы между крайними смещениями (при
−
40
◦
С
и
+50
◦
С) повышает точность регулирования величины критического
сечения).
Исходными данными для решения задачи являются графики на-
бора скорости ЦТ при крайних температурных режимах применения
(типичный вид зависимости приведен на рис. 1).
Численное моделирование процесса внедрения кинематически свя-
занных с ЦТ проникающих элементов в подбираемую преграду про-
водилось в среде Ansys Autodyn. Вычислительные эксперименты вы-
полнялись в трехмерной постановке для одной четвертой части моде-
лируемого объема, что определяется наличием двух плоскостей сим-
метрии. Предел текучести материала ударника задавался на уровне
1500МПа, что соответствует широко распространенным в практи-
ке отечественным сталям 30ХГСА и 40Х, закаленным до твердости
∼
47
HRC. В качестве материала преграды проверялись алюминие-
вые сплавы АД1 и АМг6 (зарубежные аналоги (США) — AL 1100-O
и AL 6061-T6). Их прочностные свойства задавались двумя известны-
ми моделями сопротивления разрушению — моделью Johnson–Cook и
моделью Steinberg–Guinan. Наибольшее соответствие физическим осо-
бенностям моделируемого процесса и экспериментальным данным вы-
явлено для вязкопластической модели Steinberg–Guinan, хорошо под-
ходящей для описания неупругого взаимодействия тел.
В случае сложной геометрии ЦТ масса его перемещающихся де-
талей моделировалась присоединенной массой к проникающему эле-
менту для сокращения числа ячеек расчетной сетки и экономии вы-
числительных ресурсов. В случае относительно простой геометрии
расчетная сетка (смешанная гексагональная-тетраэдрическая с макси-
мальным линейным размером ячейки 0,5 мм) использовалась непо-
средственно для трехмерной модели конструкции. После деформации
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 4 65