Background Image
Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

расчетной ячейки в 2,5 раза она автоматически удалялась из области

расчета (механизм так называемой “численной эрозии”).

Геометрическая модель задачи — осесимметричная, ударник совер-

шает движение против оси

z

(поэтому скорость и пройденный путь

на рис. 3, 6, 7 — отрицательны). Граничное условие обусловлено кон-

сольным закреплением штока, по которому совершается выдвижение

ЦТ, в месте его соединения с двигателем: в узлах, принадлежащих по-

верхности торца штока, запрещены перемещения во всех направлени-

ях. В начальный момент времени проникающий элемент расположен

вплотную к деформируемой преграде. Расчет повторяется для двух на-

чальных условий — скорости ЦТ перед началом внедрения в преграду

при

40

С и при

+ 50

С, которую ему сообщил поток истекающих

пороховых газов на заранее выбранной базе свободного разгона. Для

графиков, приведенных на рис. 1, на базе свободного разгона, напри-

мер 24 мм, начальным условием для деталей ЦТ при

40

С является

скорость 67 м/с, при

+50

С — скорость 73 м/с. В соответствии с вну-

трибаллистическими расчетами кинетическая энергия ЦТ для данно-

го момента упреждения и требуемого открытия критического сечения

должна быть диссипирована на глубине внедрения 8 мм при

40

С

и 13 мм при

+50

С. Обычно база свободного хода ЦТ выбиралась в

диапазоне 15. . . 25 мм, сопоставимом с ходом проникающего элемен-

та в преграде. Большой путь свободного разгона позволял ЦТ набрать

значительную скорость прежде, чем начать торможение на относи-

тельно малом пути, что приводило к резкому увеличению нагрузок на

неподвижные детали (опасность разрыва штока) и соединения (сре-

зы резьб). Малый путь свободного разгона приводит к увеличению

хода проникающего элемента в преграде, что, кроме повышения тре-

бований к повторяемости свойств материала преграды, ведет к от-

носительно медленному открытию критического сечения (аналогич-

но сильному форсированию), опасному с точки зрения возникновения

нерасчетно-высокого давления в камере, увеличения силы, воздейству-

ющей на поверхность ЦТ, и, в конечном счете, увеличения нагрузок

на неподвижные детали.

В результате трехмерных расчетов для каждой конкретной кон-

струкции преграды оцениваются нагрузки, которые испытал прони-

кающий элемент ЦТ, а также абсолютное значение смещений при

крайних температурах функционирования. В серии вычислительных

экспериментов преграда подбирается таким образом, чтобы затормо-

зить разогнавшееся ЦТ в диапазоне конечных положений, соответ-

ствующих площади критического сечения при всех температурных

условиях применения для обеспечения постоянного давления в камере

сгорания. Подбор преграды заканчивается в том случае, если гаранти-

рована прочность неподвижных соединений в конструкции двигателя,

66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 4