Background Image
Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

Рис. 1. Скорость открытия ЦТ

массой

220 г при температу-

рах – 40

С (штриховая кривая) и

+ 50

С (сплошная кривая)

многом определяется стабильностью

баллистических характеристик грана-

тометного выстрела.

В работе [8] показано, что ста-

бильность баллистических характе-

ристик неуправляемых гранат для

средств ближнего боя (СББ) можно

обеспечить введением в конструкцию

импульсных реактивных двигателей

на твердом топливе (РДТТ) автома-

тически регулирующего критическое

сечение устройства. В [8] предложено

также несколько вариантов формы ре-

гулятора расхода в виде центрального

тела (ЦТ), частично или полностью перекрывающего сопло камеры

двигателя. При смещении ЦТ на заданное расстояние обеспечивается

требуемое открытие сопла. Принцип авторегулирования подобной си-

стемы заключается в том, что степень открытия критического сечения

зависит от интенсивности воздействия на поверхность ЦТ истекаю-

щих пороховых газов, которая, в свою очередь, зависит от давления в

камере, чувствительного к начальной температуре метательного заря-

да.

Решение задачи определения нагрузок на поверхность ЦТ аппрок-

симацией численных расчетов проведено в работе [8]. Расчеты по ме-

тодике [9], дополненной уравнениями движения ЦТ, позволили опре-

делить скорость открытия ЦТ

V

S

в зависимости от его смещения

x

(пример приведен на рис. 1).

Очевидно, что торможение ЦТ массой 200–300 г (в зависимости от

конструктивного исполнения), разогнавшегося до скорости 65–100 м/с

(см. рис. 1), в заданной точке относительно сопла камеры двигателя,

т.е. при фиксированном перемещении из начального положения, не

является тривиальной задачей. Обеспечить жесткое, дискретное тор-

можение ЦТ даже для крайних режимов работы двигателя технически

невозможно из-за возникающих ударных нагрузок, значительно пре-

вышающих прочностные свойства применяемых в двигателе матери-

алов.

Альтернативой жесткому торможению является обеспечение дис-

сипации кинетической энергии ЦТ в процессе проникания специаль-

ных деталей внутри ЦТ в подложку из мягкого пластичного материала.

В этом случае кинетическая энергия ЦТ плавно диссипируется при де-

формировании “жертвенной” подложки, опертой на фланец прочной

стальной детали. Чем меньше путь торможения, тем больше сила, дей-

ствующая на преграду и неподвижные детали упора. Параметры пре-

грады подбираются таким образом, чтобы процесс деформирования

64 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 4