Рис. 1. Скорость открытия ЦТ
массой
∼
220 г при температу-
рах – 40
◦
С (штриховая кривая) и
+ 50
◦
С (сплошная кривая)
многом определяется стабильностью
баллистических характеристик грана-
тометного выстрела.
В работе [8] показано, что ста-
бильность баллистических характе-
ристик неуправляемых гранат для
средств ближнего боя (СББ) можно
обеспечить введением в конструкцию
импульсных реактивных двигателей
на твердом топливе (РДТТ) автома-
тически регулирующего критическое
сечение устройства. В [8] предложено
также несколько вариантов формы ре-
гулятора расхода в виде центрального
тела (ЦТ), частично или полностью перекрывающего сопло камеры
двигателя. При смещении ЦТ на заданное расстояние обеспечивается
требуемое открытие сопла. Принцип авторегулирования подобной си-
стемы заключается в том, что степень открытия критического сечения
зависит от интенсивности воздействия на поверхность ЦТ истекаю-
щих пороховых газов, которая, в свою очередь, зависит от давления в
камере, чувствительного к начальной температуре метательного заря-
да.
Решение задачи определения нагрузок на поверхность ЦТ аппрок-
симацией численных расчетов проведено в работе [8]. Расчеты по ме-
тодике [9], дополненной уравнениями движения ЦТ, позволили опре-
делить скорость открытия ЦТ
V
S
в зависимости от его смещения
x
(пример приведен на рис. 1).
Очевидно, что торможение ЦТ массой 200–300 г (в зависимости от
конструктивного исполнения), разогнавшегося до скорости 65–100 м/с
(см. рис. 1), в заданной точке относительно сопла камеры двигателя,
т.е. при фиксированном перемещении из начального положения, не
является тривиальной задачей. Обеспечить жесткое, дискретное тор-
можение ЦТ даже для крайних режимов работы двигателя технически
невозможно из-за возникающих ударных нагрузок, значительно пре-
вышающих прочностные свойства применяемых в двигателе матери-
алов.
Альтернативой жесткому торможению является обеспечение дис-
сипации кинетической энергии ЦТ в процессе проникания специаль-
ных деталей внутри ЦТ в подложку из мягкого пластичного материала.
В этом случае кинетическая энергия ЦТ плавно диссипируется при де-
формировании “жертвенной” подложки, опертой на фланец прочной
стальной детали. Чем меньше путь торможения, тем больше сила, дей-
ствующая на преграду и неподвижные детали упора. Параметры пре-
грады подбираются таким образом, чтобы процесс деформирования
64 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 4