УДК 62-251:533.6.013.423
О. О. П о л у ш к и н
БАЛАНСИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКТ НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ
Предложены новые подходы к решению комплекса задач идентифи-
кации дисбалансов n-опорного ротационного агрегата, обеспечив-
шие создание балансировочного комплекта, позволяющего (в отли-
чие от существующих) алгоритмически осуществлять балансиров-
ку на месте с необходимойточностью и надежностью. Апробация
балансировочного комплекта нового поколения на многих примерах
выявила высокую эффективность и широкие перспективы его ис-
пользования.
E-mail:
Ключевые слова
:
балансировочныйкомплект, алгоритм балансировки,
компьютерная технология.
Балансировочный комплект [1] (или портативная балансировочная
аппаратура) предназначен для идентификации дисбалансов ротацион-
ного агрегата на месте его установки в машине в целях последующей
их корректировки при балансировке этого агрегата.
Такая задача ставится при диагностике качества балансировки
ротационных агрегатов выпускаемых машин, ремонте ротационных
агрегатов, приводящем к их разбалансировке, и решается только ди-
намическим методом с использованием допущения о линейной связи
между значением дисбаланса
D
j
в
j
-й плоскости измерения и ампли-
тудой
A
i
вибраций
i
-й опоры ротора на частоте
n
его вращения [2]:
A
i
=
k
ij
D
j
,
(1)
где
k
ij
— коэффициент влияния.
Если нельзя непосредственно измерить фазу колебаний, чтобы
определить дисбаланс в одной плоскости приведения ротора, устано-
вленного на машине, можно воспользоваться способом балансировки
обходным грузом и способом трех пусков с пробной массой. Если воз-
можно измерить лишь фазу колебаний, а нельзя измерить амплитуду
колебаний, то применяется способ фаз. Известен также способ изме-
рения дисбаланса с одновременным измерением амплитуды и фазы
вибраций. Все эти способы идентификации дисбаланса в одной плос-
кости приведения ротационного агрегата подробно изложены в работе
[2]. Однако они используются крайне редко и только для однофазовых
процессов балансировки, если необходимо оценить и скорректировать
лишь главный вектор дисбалансов ротора на машине. Было предложе-
но много вариантов схем и конструкций технических средств решения
этой задачи [3, 4]. Однако все попытки их практического использова-
ния оказались неудачными из-за крайне низкой степени адекватности
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 2 39