исходной модели (1) функционирования таких устройств. Эта модель
строится на допущении о том, что характеристики (амплитуда и (или)
фаза) измеряемых колебаний полностью определяются искомым дис-
балансом в заданной плоскости приведения. Поскольку неуравнове-
шенное состояние
{
D
j
}
любого ротора на машине описывается как
минимум двумя дисбалансами
D
1
,
D
2
в двух задаваемых плоскостях
приведения
{
D
j
}
=
{
D
1
D
2
}
(
j
= 1
,
2)
,
(2)
то влияние на измеряемые характеристики
A
i
колебаний других дис-
балансов модель (1) не учитывает. Это приводит к большой ошибке.
Поэтому сама постановка задачи определения дисбаланса ротацион-
ного агрегата на машине в одной плоскости приведения является в
общем случае некорректной. Некорректной является и идея нелиней-
ности связи искомого дисбаланса в плоскости приведения с измеряе-
мыми характеристиками вибраций в качестве причины неэффективно-
го функционирования устройств, использующих модель (1) [2, п. 4.2].
В корректной постановке для двухопорного ротора задачу можно
решить, только определив все компоненты вектора (2) синхронным
измерением характеристик (амплитуд
i
и фаз
ϕ
i
для
i
= 1
,
2
)
{
A
i
}
=
{
A
1
A
2
}
,
(3)
колебаний двух опор агрегата на частоте
n
его вращения в машине.
Делается это так же, как и при измерении дисбалансов изделия на
станке маятникового типа с помощью модели
{
A
i
}
= [
k
ij
]
{
D
j
}
,
(4)
где
[
k
ij
]
— квадратная матрица коэффициентов влияния.
В настоящее время для балансировки ротационных агрегатов на
месте предлагается использовать множество устройств (БИП-5, БИП-
5М, БИП-6М, УБП-1, ВБВ-001, БИП-7, БИП-8, ВВМ-337, ЭВМБП-1,
ЭВМБП-2 и др.) [2], функционирование которых основывается на мо-
делях (1) и (4). Однако задача решается не алгоритмически, а методом
проб и ошибок, что в большинстве случаев не приводит к необходи-
мому результату.
Хотя модель (4) более адекватна, чем модель (1), она требует уточ-
нений. Кроме того, проблему использования модели (1) усложняет
нахождение достоверных значений характеристик (амплитуда и фаза)
колебаний
A
1
,
A
2
от дисбалансов
D
1
,
D
2
ротационного агрегата на ма-
шине при наличии значительного уровня шумов. Для выделения
A
1
,
A
2
из полученного (измерением вибраций) полигармонического сиг-
нала со случайными составляющими используют в настоящее время
различные системы аналоговой фильтрации [2]. В работе [2] подчерк-
нуто отсутствие использования цифровых фильтров в измерительных
40 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 2