Рис. 1. Пучок стержней и расположение точек диагностики характеристик
потока:
а
— пучок стержней (чехол не показан);
б
— расположение точек диагностики
Точка
1
расположена со стороны ребра, отклоняющего осевой по-
ток в тангенциальном направлении (наветренная сторона), точка
5
—
со стороны ребра, освобождающего сечение для потока (подветренная
сторона).
Положение точек фиксировано по отношению к дистанциониру-
ющим ребрам и изменяется в пространстве при движении потока от
входа в пучок стержней к выходу. Отметим, что на расстоянии вдоль
оси моделей, равном 1/6 шага навивки ребер, геометрия регулярных
ячеек, в которых располагаются контрольные точки, повторяется. В
связи с этим можно ожидать периодичности характеристик потока
воздушного теплоносителя через 1/6 шага навивки ребер.
Распределение продольной компоненты скорости (близкой по зна-
чению к модулю вектора скорости) вдоль потока приведено на рис. 2.
При деформировании потока подводящим устройством (рис. 2,
а
) по-
сле входного участка протяженностью
∼
550
мм (
∼
1
,
3
шага навивки)
значения средних скоростей в точках
1. . . 5
становятся квазистацио-
нарными. Наименьшее значение скорости потока соответствует точке
5
, расположенной на подветренной стороне ребра, наибольшее зна-
чение скорости — точке
2
. Скорости в точках
1
и
3
близки к скоро-
сти в точке
2
. Скорость в точке
4
занимает промежуточное значение.
Таким образом, в области стабилизированного течения осевой поток
движется вдоль поверхности стержня между ребрами с продольной
скоростью, которая с наветренной стороны на
∼
25
% больше, чем с
подветренной. Значения скорости периодически (через 1/6 шага ди-
станционирующей навивки) изменяются по близкой к гармонической
8 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 3