Рис. 7. Распределение статического давления в макете ТВС ЦЗ для входа
потока в макет из подводящего участка
В периферийных ячейках пучков стержней поле скорости полно-
стью определяется закруткой потока дистанционирующими ребрами,
а также трением теплоносителя о стенку чехла. Кроме того, в перифе-
рийной области пучка стержней образуются “открытые” сечения, ко-
гда ребра расположены перпендикулярно стенке чехла. На этих участ-
ках продольный расход модельного теплоносителя в 1,4 раза превы-
шает расход в ячейках регулярной области. При этом тангенциальная
составляющая скорости в указанных зонах стремится к нулю.
Распределение избыточного статического давления в диагностиру-
емых точках
1. . . 5
для центрального стержня приведено на рис. 7.
Видно, что падение статического давления в пучке стержней содер-
жит периодическую составляющую с шагом 1/6 шага навивки ребер с
амплитудой изменения
∼
100
Па. По представленной картине измене-
ния статического давления начальный участок стабилизации течения
может быть определен как
∼
0
,
25
шага навивки.
Особенностью распределения статического давления по высоте
пучка стержней является наличие на начальном участке зоны пони-
женного давления в окрестности соприкосновения дистанционирую-
щих ребер соседних стержней или ребра и чехла макета ТВС. Зона
пониженного давления перестает наблюдаться через 1. . . 1,5 шага на-
вивки, что может быть связано со стабилизацией течения в объеме
пучка стержней. Отмеченная особенность характерна как для моделей
с подводящим участком, так и без него.
Заключение.
1. Осредненные по Рейнольдсу значения продоль-
ной и поперечных (тангенциальных) компонент скорости достигают
квазистационарного значения на расстоянии от входа в макет ТВС по-
рядка 1,3. . . 0,9 шага навивки ребер в зависимости от степени возму-
щения потока на входе в макет. Наименьшие протяженности входного
участка соответствуют равномерному распределению скорости потока
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 3 13