

В настоящее время в целях дезинфекции и дезинсекции салонов авиа-
компаниями применяются специальные аэрозоли. При определенных
обстоятельствах (распыление превышающих норму концентраций, не-
правильное применение и т.п.) эти препараты могут вызывать негатив-
ные последствия для здоровья экипажа и пассажиров.
Для решения указанных проблем были предложены иные способы
санации, в том числе с использованием в качестве дезинфицирующего
средства озоновоздушной смеси [6, 7]. Благодаря высокой бактерицид-
ной и химической активности озон полностью обеззараживает поме-
щение (включая труднодоступные места) от болезнетворных агентов,
уничтожает биологические и прочие запахи, а также вызывает гибель
насекомых [8, 9]. При концентрации озона 50 мг/м
3
(25 ppm) все ми-
кроорганизмы погибают в течение нескольких минут [10]. Важнейшим
преимуществом озона является то, что его выработка из кислорода
воздуха осуществляется непосредственно на месте, а по завершении
процесса обработки остаточный озон превращается в кислород.
Известно, что озон является сильным окислителем [11, 12] и от-
носится к категории вредных веществ. В разных странах действуют
разные нормы содержания озона в воздухе. Согласно гигиеническим
нормативам стран бывшего СССР, предельно допустимая среднесуточ-
ная концентрация озона в воздухе составляет 0,03 мг/м
3
(
∼
15
ppb), а
максимальная разовая — 0,16 мг/м
3
(
∼
80
ppb) [13], тогда как Агентство
по охране окружающей среды США (US EPA) установило ПДК озона
(NAAQS for ozone) 0,075 ppm (75 ppb) [14]. При работе с повышенны-
ми концентрациями озона необходимо использовать соответствующие
средства защиты дыхательных путей (маски, респираторы и др.). Из-
за токсичности бактерицидных концентраций озона все оборудование
должно быть исправным, утечки недопустимы.
Возможное применение технологии озонирования также требует
обязательного учета взаимодействия рабочих концентраций озона с
материалами отделки салона ВС, изготовленными из разных органи-
ческих и металлических материалов.
Металлические материалы (не считая собственно несущей кон-
струкции планера) применяются в салоне в качестве каркаса кресел,
рельсов и крепежных элементов салонной мебели (конструкционные
сплавы на основе алюминия и магния), а также в радио- и электро-
оборудовании (электротехнические сплавы на основе благородных и
полублагородных металлов). Благодаря защитным покрытиям и плен-
кам металлические материалы (в том числе алюминий [15]) не взаи-
модействуют с озоном. Платы радиоэлектронного оборудования, как
правило, заливаются защитными компаундами, стойкими к окисли-
телям.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 1 129