обеспечения в дальнейшем прочностных характеристик РК необходи-
мо в первую очередь экспериментально исследовать его амплитудно-
частотные характеристики на голографической установке или, что в
большей степени соответствует экономическим реалиям настоящего
времени, на современном лазерном виброметре PSVPolytec.
Имея изначально амплитудно-частотные характеристики РК в виде
картин форм колебаний с соответствующими им частотами, а затем и
данные тензометрирования этого колеса, можно провести анализ его
работы с учетом знаний форм и частот колебаний, полученных ранее.
Существует несколько моделей для предсказания и объяснения де-
формированного состояния вращающихся колес турбомашин. Однако
все они имеют существенный недостаток — ограниченное число экс-
периментальных точек по числу тензорезисторов, что не всегда позво-
ляет достоверно судить о формах колебаний этих колес.
Известно, что голографическая интерферометрия дает возмож-
ность получать практически полную информацию о формах и частотах
колебаний любого колеса при отсутствии вращения, сопоставление
ее с данными тензометрирования на различных частотах вращения
может расширить представление о деформированном состоянии ис-
следуемого колеса. Поэтому прежде чем приступать к анализу данных
тензометрирования колеса на двигателе, необходимо построить спек-
тры его колебаний по интерферограммам, отснятым на голографиче-
ском стенде.
В работе [1] было предпринято экспериментальное исследование
физических особенностей процессов развития автоколебаний в рабо-
чих лопатках модели компрессорной ступени. Ступень состояла из
рабочего колеса и направляющего аппарата. Рабочее колесо имело 32
консольно-закрепленных на жестком диске лопатки.
Формы и частоты колебаний колеса, отснятые на голографическом
стенде, показаны на рис. 1.
Поскольку автоколебания лопаток возникали по первой изгибной
форме в диапазоне приведенных окружных скоростей 330. . . 380 Гц,
то были отсняты голографические интерферограммы форм колебаний
отдельной лопатки этого колеса. На рис. 2 приведены голографические
интерферограммы форм колебаний лопатки.
Кроме того, при исследовании взаимодействия гармонического и
случайного возбуждений колебаний лопаток было отмечено [2], что
на частоте вращения 227 Гц наибольшие из измеренных напряжений
были зафиксированы на частоте второй гармоники 454 Гц. Эти на-
пряжения возникли при резонансных колебаниях рабочего колеса по
форме 1d + О (рис. 3).
94 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 1