Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

обеспечения в дальнейшем прочностных характеристик РК необходи-

мо в первую очередь экспериментально исследовать его амплитудно-

частотные характеристики на голографической установке или, что в

большей степени соответствует экономическим реалиям настоящего

времени, на современном лазерном виброметре PSVPolytec.

Имея изначально амплитудно-частотные характеристики РК в виде

картин форм колебаний с соответствующими им частотами, а затем и

данные тензометрирования этого колеса, можно провести анализ его

работы с учетом знаний форм и частот колебаний, полученных ранее.

Существует несколько моделей для предсказания и объяснения де-

формированного состояния вращающихся колес турбомашин. Однако

все они имеют существенный недостаток — ограниченное число экс-

периментальных точек по числу тензорезисторов, что не всегда позво-

ляет достоверно судить о формах колебаний этих колес.

Известно, что голографическая интерферометрия дает возмож-

ность получать практически полную информацию о формах и частотах

колебаний любого колеса при отсутствии вращения, сопоставление

ее с данными тензометрирования на различных частотах вращения

может расширить представление о деформированном состоянии ис-

следуемого колеса. Поэтому прежде чем приступать к анализу данных

тензометрирования колеса на двигателе, необходимо построить спек-

тры его колебаний по интерферограммам, отснятым на голографиче-

ском стенде.

В работе [1] было предпринято экспериментальное исследование

физических особенностей процессов развития автоколебаний в рабо-

чих лопатках модели компрессорной ступени. Ступень состояла из

рабочего колеса и направляющего аппарата. Рабочее колесо имело 32

консольно-закрепленных на жестком диске лопатки.

Формы и частоты колебаний колеса, отснятые на голографическом

стенде, показаны на рис. 1.

Поскольку автоколебания лопаток возникали по первой изгибной

форме в диапазоне приведенных окружных скоростей 330. . . 380 Гц,

то были отсняты голографические интерферограммы форм колебаний

отдельной лопатки этого колеса. На рис. 2 приведены голографические

интерферограммы форм колебаний лопатки.

Кроме того, при исследовании взаимодействия гармонического и

случайного возбуждений колебаний лопаток было отмечено [2], что

на частоте вращения 227 Гц наибольшие из измеренных напряжений

были зафиксированы на частоте второй гармоники 454 Гц. Эти на-

пряжения возникли при резонансных колебаниях рабочего колеса по

форме 1d + О (рис. 3).

94 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 1