Рис. 7.
Обобщенная зависимость
относительного содержания сажи
C
C
в ОГ и удельного эффективного
расхода топлива
ˉ
g
e
от степени сжатия
ε
для дизелей с непосредственным
впрыскиванием топлива (
a
) и с пред-
камерой (
б
), работающих на режиме с
частотой вращения коленчатого вала
n
= 2100
мин
−
1
(
1
) и 1500 мин
−
1
(
2
)
при коэффициенте избытка воздуха
α
= 2
,
2
n
= 1500
мин
−
1
при полной нагрузке, подтверждает тенденцию уве-
личения дымности ОГ с уменьшением
ε
. Так, при снижении
ε
на 3
единицы (от
ε
= 17
до
ε
= 14
) дымность ОГ (содержание в ОГ сажи)
возрастает в 4,5 раза.
В заключение следует отметить, что применение топлив на осно-
ве растительных масел и биоэтанола позволяет не только обеспечить
замещение нефтяных моторных топлив альтернативными топливами,
производимыми из возобновляемых сырьевых ресурсов, но и значи-
тельно улучшить показатели токсичности ОГ, в первую очередь сни-
зить дымность ОГ. При этом можно сделать следующие выводы:
1. Проведенные на установке ИТД-69 испытания с коэффициентом
избытка воздуха 2,2. . . 2,3 показали, что использование альтернатив-
ных топлив — рапсового масла или его смеси с этиловым спиртом в
количестве 10 и 30% приводит к снижению дымности ОГ по сравне-
нию с работой на дизельном топливе.
2. При использовании рассматриваемых альтернативных топлив
эффект по снижению дымности сохраняется при изменении УОВТ от
10 до 26 град. п.к.в. до ВМТ и изменении степени сжатия от 18 до 22.
3. Добавка этилового спирта к рапсовому маслу позволяет достичь
большей эффективности снижения дымности ОГ. При добавлении в
РМ 30% спирта удалось достичь снижения дымности ОГ примерно в
2 раза большего, чем при добавлении 10% ЭС.
4. При использовании рассматриваемых альтернативных топлив,
степени сжатия
ε
= 18
и УОВТ
θ
= 13
град. п.к.в. до ВМТ максималь-
ный эффект по снижению дымности ОГ достигнут при работе на РМ
с 10% ЭС и составил 1,6 ед. по шкале
Bosch
или 24% по сравнению
с работой на дизельном топливе.
5. При использовании рассматриваемых альтернативных топлив,
степени сжатия
ε
= 22
и УОВТ
θ
= 13
град. п.к.в. до ВМТ макси-
мальный эффект при снижении дымности ОГ достигнут при работе
на смеси РМ с 30% ЭС и составил 2 ед. по шкале
Bosch
или 38% по
сравнению с работой на дизельном топливе.
70 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 6