УДК 629.016
ПРИМЕНЕНИЕ НАКОПИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ — РАДИКАЛЬНЫЙ
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ
НАЗЕМНЫХ МАШИН С ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Н.И. Троицкий
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
e-mail:
Рассмотрены сравнительные данные по эксплуатационной топливной эконо-
мичности внедорожных машин с газотурбинными двигателями и дизелями.
Показаны возможности снижения расхода топлива таких машин на различ-
ных эксплуатационных режимах, в том числе на режимах “малого газа”. Пу-
тевой расход топлива машин с газотурбинными двигателями в значительной
мере зависит от условий эксплуатации и среднего уровня загрузки двигате-
ля. На расход существенно влияет продолжительность работы на тормозных
и стояночных режимах и в области низких (менее 40. . . 50% максимальной
мощности) нагрузок. Уменьшить высокие расходы топлива машин с газотур-
бинными двигателями (по отношению к дизелю) на этих режимах практически
невозможно, поэтому работа транспортных машин с газотурбинным двига-
телем на режимах малых нагрузок и при стоянке машины должна обеспечи-
ваться с помощью накопителей энергии. Расчеты показывают возможность
снижения на 20. . . 50% путевого расхода топлива при эксплуатации машины с
газотурбинным двигателем и накопителями энергии в зависимости от условий
движения.
Ключевые слова
:
транспортная машина, газотурбинный двигатель, дизель, пу-
тевой расход топлива, режим малого газа, накопитель энергии.
USING ENERGY ACCUMULATORS IS THE RADICAL WAY
FOR IMPROVING EFFICIENCY OF GROUND-BASED VEHICLES
WITH GAS-TURBINE ENGINES
N.I. Troitskiy
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation
e-mail:
The comparative data on operational fuel efficiency of the off-road vehicles with
gas-turbine engines and diesels are examined. The possibilities to reduce the fuel
consumption of these vehicles under different operating conditions, including the
idling, are shown. The en-route fuel consumption of vehicles largely depends on the
operating conditions and average load of the engine. The fuel consumption is greatly
influenced by duration of idling, braking, and low-load regimes (below 40–50% of
the maximum capacity). To reduce high fuel consumptions of gas-turbine vehicles
(relative to a diesel) in these regimes is almost impossible, and so the work of gas-
turbine vehicles in regimes of low loads and when they are parked has to be ensured
by using energy storages. The calculations show the possibility to reduce by 20–50%
the en-route fuel consumption in operation of a gas-turbine vehicle with the use of
energy storages depending on the traffic conditions.
Keywords
:
transport vehicle, gas-turbine engine, diesel, en-route fuel consumption,
idling, energy storage.
В последнее время возрастает интерес к применению газотурбин-
ных двигателей для силовых установок наземного транспорта. Об этом
110 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 3