Расход топлива на режиме МГ.
Этот параметр является наибо-
лее уязвимым в части его влияния на путевой расход топлива машины.
Режим МГ (или холостого хода) обычно выбирается с учетом миними-
зации расхода топлива и обеспечения высоких динамических харак-
теристик двигателя. Необходимо, чтобы время приемистости турбо-
компрессора (ТК) не превышало 4. . . 5 с. Более глубокий дроссельный
режим ТК может дать снижение часового расхода топлива при значи-
тельном ухудшении разгона ТК, который существенно затягивается на
этих режимах.
Как показали результаты испытаний опытных двигателей ГТД-3Т,
ГТД-700 [5], а также серийных двигателей ГТД-1000Т и ГТД-1250, ча-
совой расход топлива на режиме МГ изменялся в пределах 22. . . 30%
расхода на режиме максимальной мощности. Если сравнить этот по-
казатель с соответствующим параметром ТПД, то становится явным
их существенное различие. Так, если у двигателя В-84М мощностью
617 кВт расход топлива на режиме МГ составляет 10 кг/ч (без загрузки
генератора), у ГТД-1000Т мощностью 735 кВт — 70 кг/ч. На режиме
МГ часовой расход топлива у данного ГТД соответствует расходу топ-
лива ТПД В-84М на режиме более чем 40%-ной мощности.
Расчетный анализ показал, что если при длительном движении ма-
шин с этими двигателями доля режимов малого газа ориентировочно
оценивается в 15%, соотношение их ПРТ составляет 1,6. . . 1,8, то в
условиях реальной эксплуатации (когда доля режимов малого газа до-
стигает 40%) соотношение ПРТ достигает 1,90. . . 2,10, а при доли
режимов малого газа 70% соотношение ПРТ составляет 2,5. . . 2,9.
В целях снижения ПРТ машин с ГТД, прежде всего в реальной
эксплуатации, конструкторами ОАО “Спецмаш” и ЛНПО им. Климова
были введены режим “стояночного малого газа” (СМГ), а также вспо-
могательный газотурбинный энергоагрегат ГТА-18 мощностью 18 кВт
и система сброса топлива до режима МГ при торможении двигателем.
Перевод на режим СМГ осуществляется при длительной стоянке ма-
шины с работающим двигателем, при этом часовой расход топлива
составляет 50 кг/ч.
Эти мероприятия, по расчетной оценке, практически не оказывают
влияние на ПРТ при марше, но в реальной войсковой эксплуатации
машин снижают ее на 3. . . 6%.
В Научно-исследовательском институте двигателей в 1980-е годы
под руководством автора были проведены экспериментальные иссле-
дования путей снижения расхода топлива двигателя ГТД-1250 на ре-
жиме МГ и СМГ. Помимо специфичных для данного двигателя спо-
собов снижения расхода топлива (перевод генератора ГС-18 на второй
каскад), были исследованы такие мероприятия, как раскрытие РСА
силовой турбины во флюгерное положение, дросселирование входа,
114 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 3