свидетельствуют работы ООО “Курганмашзавод” (перспективная бое-
вая машина пехоты “Рыцарь”), ООО “КАМАЗ” (платформа легкой се-
рии), а также продолжающаяся в Самарском ОАО “Кузнецов” и ФГУП
“НПЦ газотурбостроения “Салют” доводка двигателей для газотурбо-
возов.
Появившиеся в последние годы полемические статьи по сравнению
технико-экономических характеристик отечественных танков с турбо-
поршневыми (ТПД) и газотурбинными (ГТД) двигателями [1–4] носят
в значительной мере конъюнктурный характер и не направлены на
поиск путей дальнейшего совершенствования двигателей. Не остана-
вливаясь на многих, нередко противоречивых, факторах, рассмотрим
один из основных аспектов их сравнения, а именно — топливную эко-
номичность машин с различными типами силовых установок.
Начиная с 1980-х годов за время эксплуатации танков Т-80У, ко-
торые являются единственной в РФ серийной наземной машиной с
ГТД, накоплены многочисленные материалы по их топливной эконо-
мичности в различных условиях эксплуатации [1, 4]. Основываясь на
результатах испытаний Т-80У с ГТД-1250 и Т-72 с дизелем В-84М, ав-
торы сходятся во мнении, что путевая экономичность танка Т-80У на
длительных маршах примерно в 1,6. . . 1,8 раза хуже соответствующего
показателя танка Т-72. По данным эксплуатации указанное соотноше-
ние доходило до 2,3. . . 2,5 раз [4], что было вызвано продолжительным
временем работы двигателя на режимах малого газа (МГ), которое в
рассматриваемых случаях по условиям движения доходило до 50% и
более.
Установилось мнение, что эксплуатационная топливная экономич-
ность транспортной машины в основном зависит от удельного расхода
топлива двигателя на расчетном режиме. За этот показатель борются,
его, как основной, задают при проектировании, по нему сравнивают
разные двигатели. При прочих равных условиях такое мнение справед-
ливо, но анализируя эти прочие условия, можно показать, что эксплу-
атационная экономичность машины ухудшается не только от нераци-
онального управления, но также из-за значительных невосполнимых
потерь, связанных с характеристиками двигателя.
Путевой расход топлива (ПРТ) является функцией многих параме-
тров и характеристик двигателя, машины и трассы. Безусловно, основ-
ное влияние на ПРТ оказывает экономичность двигателя — его удель-
ный расход топлива на расчетном и частичных (эксплуатационных)
режимах, а также расход топлива на режиме МГ, в меньшей степе-
ни — его динамические и тормозные характеристики. Путевой расход
топлива возрастает с увеличением удельной мощности двигателя (по
отношению к массе машины) и с увеличением коэффициента сопро-
тивления движению. Удельная мощность двигателя зависит также от
способа управления двигателем и квалификации механика-водителя.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 3 111