ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 629.113
С. Б . Ш у х м а н, В. И. С о л о в ь е в,
А. А. Э й д м а н
ПРИМЕНЕНИЕ РЕГУЛИРУЕМОЙ
ТРАНСМИССИИ В ПОЛНОПРИВОДНОМ
АВТОМОБИЛЕ
Рассмотрено условие оптимального распределения крутящего мо-
мента по ведущим колесам многоприводного автомобиля, обеспе-
чивающее минимальные потери мощности при его движении по
деформируемым грунтам. Приведен расчет потерь мощности двух
полноприводных автомобилей, из которых один автомобиль осна-
щен механической блокированной трансмиссией, а другой — регу-
лируемой бесступенчатой трансмиссией. показаны преимущества
регулируемой трансмиссии.
Одной из причин возникновения дополнительных потерь мощно-
сти при движении автомобиля с блокированной трансмиссией являет-
ся различие в условиях взаимодействия колес разных мостов с грун-
том. Это связано с неоднородностью свойств грунта и их изменением
при его уплотнении впереди идущими колесами.
Для уменьшения величины сопротивления движению предлагает-
ся использовать регулируемую трансмиссию, позволяющую изменять
величины силовых и кинематических параметров для каждого колеса
в отдельности. Данным условиям наиболее полно удовлетворяют бес-
ступенчатые регулируемые гидростатические и электрические транс-
миссии.
Различия в условиях взаимодействия колес с грунтом влияют не
только на величину потерь, но и на тягово-сцепные свойства полно-
приводного автомобиля. Использование регулируемой бесступенчатой
трансмиссии обеспечивает увеличение суммарной силы тяги полно-
приводного автомобиля [1] по сравнению с автомобилем с блокиро-
ванной трансмиссией.
В качестве примера рассмотрим движение автомобиля
6
×
6
, полной
массой 12 т в случае, когда он оснащен механической блокированной
трансмиссией и регулируемой бесступенчатой трансмиссией.
Исходными данными, влияющими на характер взаимодействия
колес мостов автомобиля с грунтом, являются экспериментальные
72 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4