валок. Неравномерный износ валков также сокращает их ресурс, что
обусловлено повышенным съемом металла при переточках, выкраши-
ванием рабочих поверхностей и сколами по краям бочки.
Несмотря на постоянное внимание специалистов к этой проблеме,
до настоящего времени решить ее не удалось. Имеющиеся предложе-
ния [1–3] не получили практического применения вследствие слож-
ности их реализации. Основными мероприятиями для устранения по-
следствий износа являются станочная профилировка валков и осевая
сдвижка валков, которую, кстати, применяют и для регулирования по-
перечного профиля полосы, например, при использовании
S
-образной
профилировки рабочих валков.
В листовых и полосовых станах горячей прокатки в основном ис-
пользуют валковые системы кварто, цилиндрические валки которых
слегка профилируют. Для этого контуру бочки валка придают опре-
деленную форму (профиль), которую выбирают опытным путем. Из-
вестно множество различных форм как симметричных, так и несим-
метричных [4]. На выбор профиля существенное влияние оказывает
форма износа валков по длине бочки.
Настоящая работа направлена на изучение характера износа валков
систем листовых квартостанов. Были проведены исследования износа
валков чистовой группы НШС 2000 ГП АО “Северсталь”, состоящей
из семи клетей: с 6-й по 12-ю.
Характеристика валков чистовой группы стана: чугунные рабо-
чие валки (исполнение ЛПХН
Д
-71) диаметром 800. . . 760 мм; сталь-
ные опорные валки (сталь 9ХФ) диаметром 1600. . . 1460 мм, норма-
лизованные (твердость на поверхности бочки в пределах от 49 до
52 HSD с рассеиванием по длине бочки
σ
n
−
1
= 0
,
968
). Рабочие валки
профилировались в соответствии с принятой на комбинате практикой:
по вогнутой параболе с глубиной по диаметру от 0,45 мм (клеть 6) до
0,25 (0,10) мм (клеть 9). На последних трех клетях профилировался
только один валок с глубиной от 0,35 мм (клеть 10) до 0,25 (0,10) мм
(клеть 12). Опорные валки профилировались по выпуклой параболе
на диаметр 0,4 мм (клети 6 – 9) и 0,3 мм (клеть 10 – 12).
Профилировка рабочих валков в течение одной кампании опорных
валков корректируется в зависимости от поперечной разнотолщинно-
сти и формы полосы. Под кампанией здесь и в дальнейшем будем
понимать время работы валков от одной переточки (перешлифовки)
до другой.
Рабочие валки переваливают после прокатки не более 7000 т про-
ката (примерно раз в смену), а опорные — не более 150 000 т (примерно
раз в 10 суток).
Форму и размеры профиля износа определяли на холодных валках.
50 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4