тически можно указать на некоторые обстоятельства, которые могут
привести к образованию выступов.
В начале работы валков после перевалки прилегание валков в меж-
валковом контакте достаточно плавное и распределение межвалковой
силы по длине бочки можно описать параболой (при параболической
профилировке). В этом случае два полюса качения (точки, в которых
окружные скорости опорного и рабочего валков совпадают) располо-
жатся по обе стороны от середины бочки, где-то в окрестностях точек,
отстоящих от середины бочки на расстоянии 0,25
L
. В межвалковой
зоне, между полосами качения, скорей всего возникнет момент тор-
можения, а в боковых зонах от полюсов качения — приводной момент,
который будет преодолевать момент торможения и момент трения в
подшипниках опорного валка.
С износом валков наибольшая контактная сила будет возникать в
средней части валков и по краям бочек, а в области границ дорожки
износа на рабочем валке она будет ослабевать. В результате тормозной
момент ослабнет. Поскольку контактная сила в боковых зонах будет
увеличиваться, то полюса качения начнут смещаться в сторону краев
бочки и могут оказаться в месте образования выступов. Тогда про-
скальзывание валков в этом месте практически прекратится и износ
там будет минимальный. В средней части и у самых краев бочки износ
будет возрастать.
С другой стороны, в местах выступов, которые находятся напро-
тив границ дорожки износа рабочего валка, контактная сила по мере
износа будет уменьшаться. Эти два обстоятельства и могут привести
к возникновению выступов.
Образование сравнительно крутых склонов с внешних сторон вы-
ступов можно объяснить следующим образом. Вода, которая в не-
большом количестве попадает на полосу, стекает вместе с вторичной
окалиной узким потоком вдоль рабочего валка с кромок полосы (сере-
дина полосы в межклетьевом промежутке приподнята) и попадает на
края бочки нижнего рабочего валка. Затем окалина затягивается в кон-
такт между валками. Вследствие ее абразивного характера происходит
заметный износ опорных валков у краев бочки.
В результате этих обстоятельств формируются выступы с формой,
как показано на рис. 9. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту ги-
потезу, необходимы специальные эксперименты.
Выводы.
1. Изменения формы профиля в соответствии с графи-
ками (см. рис. 7) следует считать предварительными, а значения
y
ср
.z
приблизительными вследствие малого объема выборки.
2. Размеры профилей износа и динамика его изменения дает воз-
можность более обоснованно подойти к выбору станочной профили-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4 61