стран Европы
,
Америки и Азии
,
так и находящихся в разработке
,
а также
13
автомобилей отечественного производства
.
В выступлении отмечалось
,
что
отечественные автомобили
,
по которым сравнительно недавно закончились
ОКР
(
например
,
семейство автомобилей
“
Мустанг
”),
находятся по рассмо
-
тренным показателям на уровне мировых аналогов
,
а по условному среднему
давлению на грунт
,
которое определяет опорную проходимость
,
в большин
-
стве превышают мировой уровень
.
В докладе доцента кафедры СМ
-10
В
.
И
.
Рязанцева были рассмотрены во
-
просы повышения устойчивости и улучшения управляемости автомобиля за
счет непрерывного автоматического регулирования угла схождения колес в
процессе движения автомобиля
.
Как отметил докладчик
,
при проектирова
-
нии автомобиля конструктор располагает довольно ограниченными возмож
-
ностями для организации пассивного регулирования угла схождения колес в
движении
.
В связи с этим дальнейшее развитие систем
,
обеспечивающих на
-
правленное изменение угла схождения при движении автомобиля
,
может быть
реализовано только применением активных систем регулирования
,
которые
способны обеспечить наилучшие углы схождения на всех или на подавляю
-
щем большинстве режимов движения автомобиля
.
Рассматривая возможные алгоритмы работы систем регулирования
,
до
-
кладчик обозначил два критерия
,
по которым осуществляется регулирование
.
Первый
—
это нулевые боковые реакции при прямолинейном движении по
горизонтальной поверхности
,
второй критерий
—
пропорциональность гори
-
зонтальных и вертикальных реакций на левое и правое колеса оси
.
Получен
-
ная математическая модель системы автоматического регулирования угла схо
-
ждения колес совместно с моделью движения автомобиля позволили прове
-
сти вычислительные эксперименты для оценки эффективности их примене
-
ния на автомобиле
,
которые показали
,
что автомобиль
,
оборудованный дан
-
ной системой
,
имеет лучшую устойчивость и управляемость
.
В
.
И
.
Рязанцев
сделал вывод о целесообразности разработки систем регулирования угла схо
-
ждения колес для перспективных автомобилей
.
В выступлении Н
.
С
.
Вольской
,
доцента Московского государственного
индустриального университета
,
была рассмотрена методика определения по
-
казателей проходимости колесной машины
(
КМ
)
при движении по неровным
грунтовым поверхностям
.
Было отмечено
,
что при проведении расчетов по
проходимости КМ на стадии проектирования необходимо учитывать следу
-
ющие важные процессы
:
изменение параметров колебаний автомобиля из
-
за
деформации грунта
;
возникновение дополнительных динамических нагру
-
зок
,
действующих на оси колес из
-
за колебаний
;
взаимодействие колес с
грунтом с учетом действия колебательных нагрузок
.
Для моделирования взаимодействия грунта и колесного движителя раз
-
работана методика представления характеристик грунтовых поверхностей
,
основанная на модели деформируемости грунта
,
разработанной Я
.
С
.
Агейки
-
ным
.
В этой модели в составляющие процесса взаимодействия колеса с грун
-
том
—
задавливание и сдвиг
—
в качестве параметров
,
определяющих эти
характеристики процесса
,
входят независимые инварианты
:
модуль дефор
-
мации
,
внутреннее сцепление в грунте
,
угол внутреннего трения грунта
.
Де
-
формационные свойства грунта также определяет толщина мягкого слоя
.
Для
перехода от физических характеристик грунта
(
влажности
,
предела текуче
-
сти
,
относительной влажности грунта
,
плотности грунта
,
плотности скелета
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
3 121