Влияние интенсивности дорожного движения на температурный режим автомобильной дороги - page 8

Так, скорость изменения температуры поверхности дороги под дей-
ствием солнечных лучей определится из выражения
v
A
t
= 0
,
1 1
s
кол
s
дор
+ 0
,
3
s
кол
s
дор
(550 + 50 sin 0
,
017
Т
1
)
×
×
cos 0
,
26 12
T
2
2
cos 0
,
26 12 +
T
2
2
×
×
4
,
22
v
0
,
6
ветра
В
0
,
4
дороги
dT
2
1
,
а скорость изменения температуры дороги под действием изменяемой
температуры воздуха — из выражения
v
B
t
= 4
,
22
v
0
,
6
ветра
В
0
,
4
дороги
dT
.
Анализ данных, получаемых с дорожных метеостанций в реаль-
ном режиме времени [5], показывает, что в 70% случаев температура
поверхности дороги оказывается ниже, чем температура воздуха. Дан-
ный факт может быть объяснен только процессами испарения влаги с
поверхности дороги. Изменение температуры фазового перехода (ки-
пения, плавления и др.) при бесконечно малом изменении давления
определяется уравнением Клапейрона–Клаузиуса [6]:
dP
dt
=
L
t
(
V
2
V
1
)
,
где
dP/dt
— значение производной от давления по температуре;
L
удельная теплота испарения, равная 2,3
10
6
Дж/кг; (
V
2
V
1
)
— изме-
нение объема 1 моля вещества при переходе его из первой фазы во
вторую. Объем одного и того же количества вещества в газообразном
состоянии значительно больше, чем в жидком, поэтому величиной
V
1
в расчетах обычно пренебрегают, а величину
V
2
определяют при по-
мощи уравнения Клайперона–Менделеева:
V
2
=
Rt
P
н
,
Учитывая, что в указанной формуле разница давлений возникает толь-
ко за счет обдувания охлаждаемой поверхности, и считая, что поверх-
ность дороги не влияет на изменение скорости ветра, получим зави-
симость изменения температуры дороги вследствие испарения воды:
dt
=
t
2
Rv
2
ветра
ρ
воздуха
P
н
L
2
g
W,
(11)
где
W
— коэффициент, учитывающий влажность дороги.
86 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 3
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook