Главный конструктор А.М. Исаев - выдающийся создатель ЖРД и ЖРДУ для ракетно-космической техники (К 100-летию со дня рождения) - page 9

Вот что написал академик В.П. Макеев в статье, посвященной
75-летию А.М. Исаева: “Сейчас, по прошествии многих лет, стало
ясно, что специальные морские ракеты немыслимы без размещения
двигателей в топливных баках, и это решение без преувеличения
можно назвать историческим и фундаментальным, определяющим их
облик и высокие показатели. Трудно сказать, какого уровня достигли
бы специальные морские комплексы и двигатели для них, какие бы у
них были характеристики без его научного предвидения, выдающихся
конструкторских способностей, без его новаторства”.
Возглавляемый А.М. Исаевым коллектив КБ впервые в мире создал
космическую ДУ, способную запускаться и работать в космосе — при
помощи ТДУ-1 возвратился на Землю Юрий Гагарин и следующие
космические корабли “Восток” и “Восход”. Вообще говоря, разработка
именно ДУ — еще одно самостоятельное приоритетное направление
деятельности A.M. Исаева.
Коллективу двигательного КБ совсем не обязательно было зани-
маться баками, топливозаборными устройствами, системами надду-
ва и вытеснения для условий невесомости и космического вакуума
и многими другими проблемами ДУ. Однако не в правилах Алексея
Михайловича было отказываться от дела на том основании, что оно
новое. Алексей Михайлович считал, что участие его КБ в новом деле
полезно, значит это необходимо, и он брался за дело, несмотря на то,
что за этим новым, но интересным делом тянулся длинный шлейф
неизведанного.
Следующие корректирующе-тормозные ДУ были намного совер-
шенней: при их помощи космические корабли не только получали
тормозной импульс, но и могли осуществлять маневрирование в кос-
мосе. Они обеспечивали выполнение широкой программы научных
исследований, проводившихся на космических кораблях “Союз” и ор-
битальных станциях “Салют”.
Космические двигатели и ДУ, разработанные специалистами
КБХМ им. А.М. Исаева, обеспечили вывод искусственных спутни-
ков Луны, доставку “Луноходов” на ее поверхность, образцов лунного
грунта на Землю, вывод космических аппаратов на орбиты вокруг
Марса и Венеры, маневрирование космических кораблей и косми-
ческих аппаратов научного, народно-хозяйственного и оборонного
назначения на орбите искусственных спутников Земли.
К числу приоритетных достижений коллектива, руководимого
А.М. Исаевым, относится и создание первого в нашей стране кислород-
но-водородного двигателя для разгонного блока Р по программе пи-
лотируемого полета на Луну — Н1-ЛЗ.
Осуществление всех этих замечательных достижений было бы не-
возможным без еще одного революционного решения А.М. Исаева —
цельносварного неразборного двигателя. Впервые эта идея была вне-
дрена в середине 1950-х годов на двигателе C2.1150 для ускорителей
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4 121
1,2,3,4,5,6,7,8 10
Powered by FlippingBook