Главный конструктор А.М. Исаев - выдающийся создатель ЖРД и ЖРДУ для ракетно-космической техники (К 100-летию со дня рождения) - page 3

выделилось КБ Болховитинова, Виктор Федорович пригласил меня
начальником группы шасси. Потом, это уже году в сороковом, пере-
дал мне всю группу механизмов. Потом назначил ведущим по одному
новому самолету, но тут завязалась наша ракетная “птичка”. История
особая. Придумал ее Александр Березняк. Когда он предложил мне
делать самолет с ЖРД, я только и знал, что есть жидкостный реак-
тивный двигатель (“А разве он построен уже? Испытан?”), — то есть
страшно вспомнить, как мало я тогда знал и понимал. Ни специальной
литературы, ни методик, ни налаженного эксперимента. Каменный век
реактивной авиации”.
Теперь все знают, что самолет, знаменитый БИ-1, первый совет-
ский самолет с ракетным двигателем, был построен и 15 мая 1942
года летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи поднял его в небо с
аэродрома в поселке Билимбай под Свердловском, куда в 1941 г. был
эвакуирован авиазавод. Тот самолет вошел в историю и совершен-
но неожиданно вновь круто изменил профессию A.М. Исаева. Проект,
начатый двумя инженерами-мечтателями, стал общим делом большо-
го КБ, во главе которого стоял выдающийся авиаконструктор Виктор
Федорович Болховитинов.
Узким местом оказался маленький ЖРД. Двигатель плохо запус-
кался, горел, взрывался. В.Ф. Болховитинов поручает А.М. Исаеву за-
няться двигателем, как он выразился, “уж без кустарщины, всерьез и
надолго”. 4 февраля 1943 года в КБ создано небольшое по числен-
ности подразделение, задачей которого была доводка ЖРД. Алексей
Михайлович назначен руководителем этого подразделения.
После возвращения завода из эвакуации на старую базу в подмо-
сковные Химки в мае 1943 г. приказом В.Ф. Болховитинова в струк-
туре завода был создан отдел двигателей, начальником отдела назна-
чен А.М. Исаев (21 июня 1943 года). Именно на этом, совершенно
новом для себя поприще — конструировании, изготовлении, испыта-
ниях, совершенствовании, развитии ЖРД и двигательных установок
— А.М. Исаев, наконец, нашел себя. Окончательно определилось глав-
ное дело всей жизни. Кончились мучительные и длительные поиски
своего призвания. В работе над этим главным делом раскрылись ин-
теллектуальные и творческие силы, организаторские и мобилизующие
способности А.М. Исаева.
Создание и развитие конструкторского бюро.
С подразделения,
образованного 21 июня 1943 года на авиационном заводе № 293 (руко-
водитель В.Ф. Болховитинов) и выросшего впоследствии в коллектив,
нацеленный на создание ЖРД, ведет свое начало современное Кон-
структорское бюро химического машиностроения им. A.М. Исаева.
18 февраля 1944 года согласно постановлению ГКО завод № 293
вошел в качестве филиала в НИИ-1 НКАП. В июне 1946 г. фили-
ал №1 ликвидировали, а подразделение, руководимое А.М. Исаевым,
перевели в НИИ-1 (в настоящее время Исследовательский центр
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4 115
1,2 4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook