Главный конструктор А.М. Исаев - выдающийся создатель ЖРД и ЖРДУ для ракетно-космической техники (К 100-летию со дня рождения) - page 7

— разработка ЖРД для ракет-носителей подводных лодок с над-
водным и подводным стартом (КБ С.П. Королева, в дальнейшем КБ
B.П. Макеева);
— разработка ЖРД для ракет-носителей с наземным стартом (КБ
“Южное” М.К. Янгеля);
— разработка ЖРД для ракет воздух–земля, воздух–море (КБ
А.Я. Березняка);
— разработка ЖРД для крылатых ракет (КБ им. С.А. Лавочкина);
— разработка ЖРД и ЖРДУ для пилотируемых космических кораб-
лей и станций (КБ С.П. Королева);
— разработка ЖРД и ЖРДУ космических аппаратов и станций
для околоземных и межпланетных полетов (КБ С.П. Королева, КБ
Д.И. Козлова, КБ М.Ф. Решетнева, КБ Д.А. Полухина (ныне — КБ “Са-
лют” ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), КБ им. С.А. Лавочкина);
— разработка кислородно-водородных ЖРД для разгонных блоков
ракет-носителей (КБ С.П. Королева, КБ им. С.А. Лавочкина, КБ “Са-
лют” ГКНПЦ им. М.В. Хруничева);
— разработка ЖРД малой тяги (одно- и двухкомпонентных) для
космических аппаратов, проектируемых в конструкторских бюро
С.П. Королева,
Д.И. Козлова,
М.Ф. Решетнева,
С.А. Лавочкина,
В.П. Макеева и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Разработка ЖРД по ка-
ждому из этих направлений требовала решения как общих для всех
ЖРД проблем, так и специфических проблем для каждого напра-
вления применения этих ЖРД. Если в начальный период работ по
созданию ЖРД, совпадающий с периодом становления и развития
отечественной школы ракетного двигателестроения, “исаевский” кол-
лектив внес весомый вклад в решение общих проблем проектирования
ЖРД, то в дальнейшем его работы были, главным образом, направле-
ны на решение специфических проблем, характерных для различных
направлений разработки ЖРД.
Важно отметить, что в таких направлениях, как разработка ЖРД
для ЗУР, ракет воздух–земля и ракет с подводным стартом, разра-
ботка ЖРД для пилотируемых космических кораблей и аппаратов,
разработка кислородно-водородного двигателя (одновременно с КБ
А.М. Люлька), КБ А.М. Исаева было первопроходцем в решении спе-
цифических вопросов практического проектирования и технологии во-
дородных ЖРД.
Фундаментальным вкладом A.M. Исаева в развитие ЖРД явилось
решение проблемы прочности и устойчивости оболочек камеры сго-
рания и сопла. В 1943 г. А.М. Исаев выдвинул идею, разработал кон-
струкцию и впервые осуществил в 1946 г. на двигателях типа У-1250
силовую связь огневой стенки с наружной рубашкой камеры сгорания
и сопла. Так была создана первая в мире камера сгорания ЖРД со связ-
ными оболочками. Этот невероятно смелый шаг обеспечил крупный
скачок в развитии конструкции ЖРД.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4 119
1,2,3,4,5,6 8,9,10
Powered by FlippingBook