— разработка и создание многократно включающихся ЖРД для кос-
мических аппаратов, космических кораблей и станций, работающих в
условиях длительного пребывания в космическом пространстве как
на околоземной орбите, так и на полетных орбитах объектов дальнего
космоса;
— разработка и создание небольших (тяга до 6000 Н) камер сгора-
ния с абляционным охлаждением — новое направление ЖРД (работа,
выполненная при участии сотрудников кафедры “Ракетные двигатели”
МГТУ им. Н.Э. Баумана);
— разработка и внедрение метода огневых контрольно-технологи-
ческих испытаний ЖРД без переборки;
— работы по созданию первого отечественного космического ра-
кетного двигателя на жидких кислороде и водороде;
— разработка и внедрение возможности останова ЖРД при израс-
ходовании одного из компонентов топлива;
— разработка и использование в составе двигательных установок
(ДУ) космических аппаратов ЖРД МТ с камерами из тугоплавких
металлов;
— разработка и практическое применение двигательных средств
для минимизации времени неуправляемого полета ракеты в период
разделения ее ступеней;
— разработка и практическое применение средств управления век-
тором тяги ЖРД и ЖРДУ для верхних ступеней баллистических ракет
подводных лодок (БРПЛ);
— разработка и практическое применение насосной подачи для дви-
гателя при изменении (в 7–20 раз) расхода жидкости для обеспечения
соответствующих режимов работы ДУ верхних ступеней БРПЛ;
— разработка и практическое применение центробежных насосов
со сверхвысокой всасывающей способностью.
A.M. Исаев сформировал и неукоснительно соблюдал следующие
принципы работы: работать на дело, а не на “корзину”; не повышать
показатели за счет надежности; двигатель должен быть таким, какой
нужен заказчику; повышать технический уровень за счет новых не-
стандартных идей; конструктор отвечает не за “бумагу”, а за ее реали-
зацию. Эти принципы в сочетании с неукротимой энергией, доброже-
лательностью, широчайшей эрудицией и стремлением к новаторскому
поиску Алексея Михайловича стали основой для сотрудничества “иса-
евского” КБ с другими конструкторскими бюро — заказчиками ЖРД.
Для этих головных КБ было нужно разрабатывать такие ракетные
двигатели и ДУ, требования к которым в каждом случае диктовались
существенно отличающимися условиями эксплуатации и работы. В
связи с этим в КБ A.M. Исаева сложились несколько специфических
направлений разработки ЖРД:
— разработка ЖРД для зенитных ракет (КБ им. С.А. Лавочкина,
МКБ “Факел” им. П.Д. Грушина);
118 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4