Большим вкладом в развитие ракетной техники на жидком топливе
явилось создание под руководством А.М. Исаева в 1950/51 г. двухком-
понентного жидкостного аккумулятора давления (ЖАД), который в то
время был применен на одной из ракет в качестве самостоятельной
системы подачи топлива в камеру сгорания ЖРД. Одна из основных
особенностей такого ЖАД состояла в том, что процесс газогенерации
проводился в специальных газогенераторах при далеких от стехиоме-
трического соотношениях компонентов топлива, в результате чего вы-
рабатывался горячий газ нужной температуры и такого состава, кото-
рый был химически нейтрален по отношению к компоненту топлива,
вытесняемому из данного бака. Важным было и то, что ЖАД работал
на тех же самых компонентах топлива, что и камера сгорания ЖРД.
Принципы ведения астехиометрического рабочего процесса были и
дальше использованы Алексеем Михайловичем для создания газоге-
нераторов ТНА, систем горячего наддува топливных баков, а также в
двигателях с дожиганием генераторного газа. Впервые идея создания
замкнутого ЖРД с ТНА возникла у Алексея Михайловича в 1947 г., а
первая схема такого двигателя во всех деталях была разработана им в
1951 г.
Восхитительно просто разделался Алексей Михайлович с пробле-
мой высокочастотных колебаний давления в камере сгорания двига-
теля тягой 80 кН, задание на разработку которого он получил в кон-
це 1946 г. На первых испытаниях двигателя в феврале–марте 1948 г.
“зверь рыкнул” — так образно охарактеризовал A.М. Исаев высокую
частоту в камере сгорания. Алексей Михайлович предложил устано-
вить крестообразную антипульсационную перегородку на форсуноч-
ную головку, и это оказалось самым эффективным средством борьбы с
высокочастотными колебаниями. Это решение широко использовалось
и в отделе № 9 ОКБ и в других КБ.
Успешная отработка однокамерного восьмитонного двигателя не
только открыла дорогу для создания более мощных двигателей, но и
позволила создать первую баллистическую ракету Р-11 (конструкция
С.П. Королева) и ее мобильный вариант, транспортируемый в запра-
вленном состоянии и несущий ядерную боеголовку. Модернизация
ракеты (Р-11ФМ) с этим двигателем положила начало созданию бал-
листических ракет для подводных лодок, которые все без исключения
оснащались двигателями и ДУ, разработанными в “исаевском” КБ. При
создании второго и последующих поколений БРПЛ в КБ В.П. Макеева
были реализованы две поистине революционные идеи, предложен-
ные А.М. Исаевым, ставшие затем классическими, определяющими в
дальнейшем развитие БРПЛ: размещение двигателей в компонентах
топлива, в том числе и в окислителе (так называемые утопленники),
и заводская заправка баков ракеты топливом (так называемая ампули-
зация).
120 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4