Творческое наследие А.М. Исаева.
Огромный вклад А.М. Исаева
и его ОКБ в развитие отечественного ракетного двигателестроения се-
годня видится особенно отчетливо. Большой объем работ, сложность
и новизна технических проблем, высокие темпы — все это требовало
от коллектива ОКБ слаженной и напряженной работы, высокой твор-
ческой отдачи.
Алексей Михайлович много сил и энергии отдал созданию и спло-
чению коллектива КБ. Ему удалось создать особый, “исаевский” стиль
творческих взаимоотношений, основанный на доверии, порождающий
огромный энтузиазм, творческую инициативу, изобретательность и от-
ветственность.
“В наше время роль главного конструктора заключается в том, что-
бы не мешать работать другим”, — шутил Алексей Михайлович. На
самом деле неоспоримое превосходство его конструкторского таланта
признают все. Как обычно все происходило? Собирал Алексей Ми-
хайлович сподвижников у себя в кабинете и говорил: “Есть идея. Не
идея даже, а так — сон в летнюю ночь. Отдаю ее вам на освистание”.
Выкладывал идею, возникали первые вопросы, сомнения. Потом на-
чиналось “освистание”: шум, крики — каждый отстаивал свою точку
зрения. А он сидел где-нибудь на подоконнике, а чаще, оседлав вер-
хом стул, слушал, встревал, “подливал масла в огонь”. И часто в конце
говорил: “Рискнем, бога нет!” — еще одна характерная для него по-
говорка. И рисковали, и получалось, и сделали много, так много, что
в рамках этой статьи невозможно обо всем рассказать; можно только
назвать наиболее значимые научно-технические достижения и разра-
ботки А.М. Исаева и его школы:
— создание плоских головок камер сгорания с шахматным распо-
ложением однокомпонентных форсунок;
— применение завесного охлаждения огневой стенки камеры сго-
рания с помощью специального периферийного ряда форсунок;
— создание камер сгорания со связными оболочками;
— применение антипульсационных перегородок (“креста”) для
устранения высокочастотных колебаний;
— разработка принципов и реализация конструкции цельносварно-
го, неразборного ЖРД;
— создание ЖРД с запуском под водой;
— разработка идеи заводской заправки баков ракеты топливом (ам-
пулизация);
— разработка идей, принципов, конструкции и технологии ЖРД,
утопленных в компонентах топлива;
— разработка химического аккумулятора давления для вытеснения
жидкого топлива из ракетных баков;
— внедрение в конструкцию камер сгорания двухкомпонентных
центробежных форсунок;
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4 117