Особенности упругих свойств высоконаполненных полимерных материалов - page 4

ε
= 0
,
6
. . .
0
,
8
%, после
ε >
2
% с возрастающей скоростью уровень
жидкости поднимался (подобные результаты можно найти в обзорной
работе [1]).
Полученные сведения дали основание для поиска механизма де-
формации, способствующего эффекту повышенной поперечной де-
формации. Основной вклад в описанную гипотезу дала работа [4],
в которой проведено исследование, раскрывающее причины зависи-
мости модуля упругости от внешнего давления. В этой работе при
растяжении образцов ненаполненных полимеров исследовалось состо-
яние макроструктуры с помощью микроскопа. Обнаружено, что при
повышенной температуре, когда деформация достигает
1
%, в поле
зрения микроскопа появляются полосы сдвига под углом примерно
45
к оси образца, сопутствующие существенному повышению податли-
вости. Такое поведение материала названо “сдвиговым деформирова-
нием”. Эти полосы, незаметные для невооруженного глаза, есть след-
ствие структурных изменений. Они аналогичны линиям скольжения,
возникающим в образцах пластичных материалов при напряжениях,
превышающих предел текучести [5].
Предполагается, что нечто подобное происходит при сравнитель-
но малой деформации низкомодульных ВНП. При высокой степе-
ни наполнения полимера минеральными частицами (рис. 5,
а
) малую
жесткость можно получить при слабом межмолекулярном взаимодей-
ствии в клеевом слое и высокой подвижности их цепочек на поверх-
ности наполнителя [6].
Если за поле наблюдения принять лунку из-под крупной частицы,
то при большом увеличении наблюдается примерно такая же струк-
тура, что и на рис. 5,
а
. Пограничные цепочки (связи) могут скользить
(позиция
1
, рис. 5,
б
) или отслаиваться (позиции
2
и
3
) при сохране-
Рис. 5. Поверхность разрушения ВНП (
×
30):
а
— элементы структуры,
1
— зерно наполнителя,
2
— лунка из-под зерна;
б
взаимодействие цепочек молекул полимера (связей) с поверхностью наполнителя,
1
— микродеформация со скольжением,
2
и
3
— c отслоением
6 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 3
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook