ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УДК 625(091).01
О. В. Е г о р о в а, Г. А. Т и м о ф е е в
АВГУСТИН ДЕ БЕТАНКУР —
ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ВЫСШЕГО
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИИ
Приведены исторические материалы об образовании в 1809 г. в
Санкт-Петербурге при ведомстве путей сообщения “особенного
института” и его первом “особом инспекторе” Августине де Бе-
танкуре — выдающемся испанском инженере, архитекторе, ученом
и организаторе одного из первого высшего технического учебно-
го заведения России. Освещены основные моменты истории ста-
новления и развития этого старейшего учебного заведения (ныне
Санкт-Петербургский университет путей сообщения).
E-mail:
Ключевые слова
:
Бетанкур, Александр I, высшее техническое образова-
ние, инженер, подготовка студентов, наука, ученые, преподаватели.
В XVIII в. в передовых странах Европы победил капитализм, в дру-
гих — близились буржуазные революции. Россия же оставалась монар-
хией с могущественным административным аппаратом. Экономиче-
ское и политическое развитие проходило на базе феодального способа
производства. Но, несмотря на крепостное право, в России уже нача-
лась эпоха промышленной активности. К началу XIX в. действовало
167 горных заводов и более двух тысяч предприятий обрабатывающей
промышленности. Россия занимала первое место в мире по выплавке
чугуна и экспорту железа. Мелкотоварное производство становилось
основой возникновения мануфактур — в полотняной, суконной, шел-
ковой, сахарорафинадной и фарфоровой промышленности.
Петербург как столица России стал самым большим по числу жи-
телей городом и крупнейшим промышленным центром. В 1800 г. его
население составляло 220 тысяч человек. Из года в год расширялись
связи столицы с городами России и зарубежных стран. Это требова-
ло совершенствования существующих и строительства новых путей
сообщения. Кроме того, участие России в войнах с Персией, Турци-
ей, Швецией, Францией также требовало срочного улучшения всех
коммуникаций.
Экономические и политические интересы Российского государства
привели к учреждению указом императора Павла I от 28 февраля
1798 г. центрального государственного ведомства путей сообщения —
Департамента водяных коммуникаций, главной целью которого ста-
ло создание в стране непрерывной сети водных путей сообщения. Во
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 115