Преподавание в Институте первые 20 лет велось на французском
языке, что позволяло студентам изучать подлинники научных трудов
по инженерному делу. Разработанные Бетанкуром программа и учеб-
ные планы предусматривали одновременную научную, инженерную и
специальную подготовку, что было нововведением для России и в це-
лом передовым для того времени. Теоретическая подготовка студентов
сочеталась с работой в мастерских, практикой за пределами Институ-
та и постоянными чертежными работами. Это создавало почву для
добротной профессиональной подготовки молодых специалистов.
Принципиальные основы новой программы выдержали проверку
временем, стали образцом для других высших инженерно-технических
школ России, которые открывались в течение XIX в. и нуждались в
такой постановке преподавания, которая рождала бы профессиона-
лов нового поколения, способных проектировать и создавать широкий
спектр инженерных объектов. Главными принципами нового учебного
заведения стали:
серьезная общетеоретическая подготовка студентов с опорой на
математические дисциплины;
универсальный подход к инженерной деятельности на базе широ-
кой культуры, обеспечивающий творческую направленность выпуск-
ников;
развитие конкретных навыков работы студента с механизмами и
машинами в ходе практических занятий при обучении;
прохождение практики в реальных условиях.
Основную цель созданного им учебного заведения Бетанкур видел
в том, чтобы “снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе
из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Импе-
рии”. Он считал, что воспитанники Института “должны быть знакомы
с основными началами наук и практическими их приложениями к ин-
женерному искусству”. “Счастливый высочайшим покровительством
Императора Александра 1, управляемый ученейшим педагогом (Бе-
танкуром —
Авт
.), институт стоял высоко во мнении публики. Дети
самых лучших фамилий добивались чести слушать там лекции, от-
личнейшие воспитанники Пажеского корпуса переводились в новое
учебное заведение” [8], — так писал один из его выпускников. Инсти-
тут корпуса инженеров путей сообщения стал тем стволом высшей
инженерно-технической школы России, от которого пошли многочи-
сленные ветви.
Важнейшей заслугой Бетанкура в создании российской систе-
мы высшего инженерно-технического образования стало внедрение
в учебный процесс широкого курса высшей математики и начерта-
тельной геометрии, созданной Г. Монжем. Ученые и преподаватели
Института не только развили теорию этой науки и создали на ее осно-
ве многие новые прикладные дисциплины, но и осуществили мечту
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 119