обеспечила стране качественное, надежное решение основных задач в
машиностроении, в сооружении мостов, дорог и зданий.
Молодые ученые из числа выпускников института заложили осно-
вы русского научного языка, терминологии и подготовили переход на
русский язык всей системы обучения инженерному делу в России.
Только за период с 1809 по 1917 г. Институт подготовил 6115 инже-
неров путей сообщения. В эти же годы профессора и преподаватели
Института опубликовали более 1700 научных работ, включая учебники
и учебные пособия, по всем основным изучавшимся предметам.
С появлением железных дорог Россия сразу же включилась в об-
щеевропейский процесс железнодорожного строительства; у нее уже
имелись профессионально подготовленные инженерные кадры, и это
были ученики Бетанкура, выпускники его Института. Они прекрасно
понимали, что решают не только технические задачи, но и общекуль-
турные, общенациональные. Им пригодилась широта взгляда, которую
обеспечивали универсальность образования, любовь к делу и личная
творческая активность. И, конечно же, перед их глазами был прекрас-
ный пример учителя — Августина де Бетанкура.
Истинно высшее, инженерно-техническое образование выпускни-
ки Института стали получать одними из первых в мире. Интеллек-
туальный размах теоретика, опыт и талант инженера-практика в со-
четании с блестящим педагогическим даром позволили Августину де
Бетанкуру создать учебную систему с огромным потенциалом воз-
можностей. Петербургский Институт корпуса инженеров путей сооб-
щения, учрежденный Бетанкуром, стал одним из ведущих научных
учебных центров и оказал большое влияние на развитие всей системы
высшего инженерно-технического образования в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Р о с с и й с к и й государственный военно-исторический архив (РГВИА),
ф. 489, опись 1, ед. хр. 7062. (Формулярный список о службе и достоинстве сви-
ты Его Императорского Величества состоящего по Армии Генерал-Лейтенанта
Бетанкура).
2. O l g a E g o r o v a,
M a r c o C e c c a r e l l i,
J u a n I g n a c i o
C u a d r a d o I g l e s i a s, C a r l o s S. L o p e z - C a j u n, V l a d i m i r E.
P a v l o v. Agustin Betancourt: an early modern scientist and engineer in TMM //
ASME, DETC2006-99198.
3. Р о с с и я и Испан ия. Докумен ты и письма / Под ред. Пожарской С.П. Т. 2. –
М.: ИВИ, 1997. – 44 с.
4. Р о с с и я и Испан ия. Докумен ты и письма / Под ред. Пожарской С.П. Т. 2. –
М.: ИВИ, 1997. – 29 с.
5. Е г о р о в а О. В. Шедевр ин жен ерн ой мысли // Наука в России, Российская
академия наук, ноябрь–декабрь, 2006. – № 6. – C. 69–75.
6. Е г о р о в а О. В. К истории формирован ия высшего техн ического образован ия
в России // Вестник Российского университета дружбы народов (РУДН). Серия
“История России”. – 2007. – № 3. – С. 34–41.
122 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1