курсы и разделы в дальнейшем стали самостоятельными предметами
учебного плана Института.
Вторым по значению в инженерной подготовке был курс приклад-
ной механики, который в 1821 г. выделился в самостоятельный пред-
мет из теоретической механики. Этот курс предусматривал изучение
паровых машин, строительных и дорожных механизмов и всех других
механических устройств, связанных со строительством и эксплуата-
цией транспортных сооружений и водоснабжения.
В 1823 г. был опубликованкурс по теории построения машинпро-
фессора Д.С. Чижова “Записки о приложении начал механики к исчи-
слению действия некоторых из машин, наиболее употребительных”,
ставший первым в России учебником по прикладной механике.
Огромной заслугой Бетанкура является организация в Институте
музея учебных образцов. В 1813 г. в “Особый зал” поступили первые
экспонаты. Музей состоял из шести кабинетов: модельного и механи-
ческого, строительно-рабочих инструментов, образцов строительных
материалов, физического, геодезического, минералогического. В каби-
нетах проводились практические учебные занятия. Экспонаты помо-
гали глубже изучать преподаваемые дисциплины, использовать знания
на практике. Коллекция музея непрерывно пополнялась новыми маке-
тами и чертежами, выполненными при строительстве мостов, каналов,
зданий, сооружений. Кроме того, студенты и мастера изготовляли мо-
дели в учебных мастерских Института. Так, в музей поступили выпол-
ненные под непосредственным руководством Бетанкура 14 моделей по
начертательной геометрии и несколько моделей механизмов, изгото-
вленных самим Бетанкуром. Часть коллекции сохранилась до наших
дней.
Свою инженерную деятельность Бетанкур мыслил как способ пре-
образования жизненной среды посредством применения техники, а
создание машин как техническое, художественное и социальное твор-
чество. Ему было чуждо примитивное служение сиюминутной выгоде.
Он утверждал: “В технике недостаточно получить желаемый резуль-
тат, необходимо кроме этого прийти к нему с помощью конструкций
самых легких, самых простых, самых прочных и наиболее подходящих
к привычкам рабочих”. На инженерное дело Бетанкур распространил
принцип известного римского архитектора и инженера второй поло-
вины I в. до н.э. Витрувия: прочность, польза, красота. Не случайно,
те немногие сохранившиеся инженерно-технические сооружения Бе-
танкура являются не только плодами инженерного труда, но и произ-
ведениями искусства.
Основные усилия Бетанкура в работе Института были направлены
на воспитание европейски образованных и квалифицированных ин-
женеров. Он сумел заложить профессиональную традицию, которая
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 121