Августин де Бетанкур - один из основоположников высшего инженерно-технического образования в России - page 4

Окончательному решению о переезде способствовала и последу-
ющая личная встреча Августина Бетанкура с императором России,
которая состоялась во время переговоров Александра I с императором
Франции в сентябре 1808 г. в городе Эрфурте. На встрече присутство-
вал Н.П. Румянцев, который рекомендовал Александру I пригласить в
Россию французских инженеров для содействия в развитии строитель-
ного искусства. Наполеон Бонапарт благосклонно отнесся к просьбе
и одобрил кандидатуру Бетанкура как ученика знаменитого ученого
Г. Монжа, которого Наполеон незадолго до этого назначил президен-
том Сената, присвоив ему титул графа.
Трудно переоценить наследие, которое оставил Бетанкур на новой
родине. За неполные 16 лет он построил уникальные архитектурные
ансамбли и инженерные сооружения во многих городах России. Пе-
реоснащение на основе паровой машины Тульского оружейного заво-
да; создание механической землечерпалки с паровым двигателем для
очистки акватории Кронштадского порта; строительство и оснащение
экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге
и Варшаве; сооружение литейно-пушечного завода в Казани; строи-
тельство 60 зданий крупнейшей торговой ярмарки в Нижнем Новго-
роде; создание в Москве конногвардейского манежа у Кремля [5] —
все это принесло Августину де Бетанкуру широкую известность и
авторитет. И все же, главным его достижением следует считать учре-
ждение в России первого высшего инженерно-технического учебного
заведения — Института корпуса инженеров путей сообщения (ныне
Петербургский государственный университет путей сообщения) [6].
Августин Бетанкур всегда был переполнен научными идеями. При
разработке проекта нового учебного заведения Бетанкур использовал
все самое передовое, что было создано к тому времени в системе выс-
шего технического образования в Европе, и, безусловно, свой опыт
организации Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде. Опираясь на
достижения своих французских учителей — Г. Монжа и Ж.Р. Перроне,
он не просто повторил в России западный стиль преподавания, а сде-
лал значительный шаг вперед и создал новый тип высшего техни-
ческого заведения, который и два столетия спустя сохраняет свою
теоретическую и практическую ценность. Учебные занятия в Инсти-
туте корпуса инженеров путей сообщения начались 1 ноября 1810 г.,
и с этого времени в России стали готовить специалистов с высшим
инженерно-техническим образованием.
К началу XIX в. Франция располагала многочисленными кадрами
инженеров, поэтому Бетанкур, сам выпускник Школы мостов Пер-
роне, для преподавания специальных дисциплин в своем Институте
пригласил молодых французских инженеров и ученых (Базена, Потье,
Фабра, Дестрема, Клапейрона, Ламе) [8].
118 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1
1,2,3 5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook