И.Н. Шиганов, Д.М. Мельников, М.А. Якимова
94
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1
мость ее дальнейшего применения. Индекс вязкости рассчитывают по
ASTM D 2270, используя полученные значения вязкости.
Выводы.
В настоящей работе предложен экспресс-метод контроля вязкости
смазочных материалов в процессе их эксплуатации. Метод заключается в оптиче-
ской регистрации скорости течения жидкостей и расчете их вязкости в широком
диапазоне температур от –40 до 150
С на основе калибровки по жидкостям с из-
вестными параметрами. Разработанный метод имеет следующие характеристики:
погрешность измерений в пределах 8 %; реализация в виде экспресс-прибора [5, 6];
применение непосредственно на месте эксплуатации техники; не требует измере-
ния плотности веществ; время измерений составляет около 10 мин.
Предложенный метод направлен на поддержание эффективности режима
смазывания станков и различной техники. Особенно важным является исполь-
зование такого метода в сложных условиях эксплуатации, характеризующихся
повышенной загрязненностью внешней среды. Реализация метода в виде экс-
пресс-прибора позволяет эффективно контролировать значения вязкости сма-
зочных материалов либо других жидких сред в широком интервале температур
(от –40 до 150
С) непосредственно в процессе их эксплуатации. Особенность
метода заключается в том, что загрязнения (изменение плотности, оптической
прозрачности и т. д.) сред не влияют на определяемые показания кинематиче-
ской вязкости.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Дунаев А.В.
Экспресс-контроль масла для снижения износов и предотвращения аварий
моторов // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2009. Т. 16. № 12. С. 420–428.
2.
Кустарёв Г.В., Дудкин М.В., Гурьянов Г.А.
Обеспечение чистоты и поддержание эксплуа-
тационных свойств рабочих жидкостей гидропривода строительных и дорожных машин //
Вестник МАДИ. 2008. № 2. С. 43–47.
3.
Кузьмин Н.А., Пачурин Г.В., Кузьмин А.Н.
Анализ отложений в автомобильных двига-
телях // Современные проблемы науки и образования. Электрон. журн. 2014. № 1.
URL:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=120594.
Можаев О.С., Попов Е.С.
Топливная эффективность судового машинно-движительного
комплекса // Вестник АГТУ. Сер. Морская техника и технология. 2014. № 2. С. 95–98.
URL:
http://vestnik.astu.org/content/userimages/file/sea_2014_2/13.pdf5.
Ротанов Е.Г., Хохлов А.Л.
Факторы, влияющие на эксплуатационную надежность топлив-
ных систем // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения. 2014. № 1.
С. 480–487.
6.
Martin Reik, Jung Frank.
Contamination of lubrication oils // Encyclopedia of lubricants and
lubrication. Heidelberg, Berlin: Springer, 2014. P. 292–313.
7.
Киреева А.И.
Оценка влияния условий эксплуатации на расход моторных масел специ-
альными автомобилями. Дис. …канд. техн. наук. Тюмень, 2003. 147 c.
8.
Алаторцев Е.И., Зрелов В.Н.
Патент 2263301 РФ. Способ экспрессного определения кине-
матической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив. Заявл. 26.03.2003. Опубл.
27.12.2004.