1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

86

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1

УДК 62-791.2

DOI: 10.18698/0236-3941-2017-1-86-97

ЭКСПРЕСС-МЕТОД ЛАЗЕРНОГО КОНТРОЛЯ ВЯЗКОСТИ СМАЗОЧНЫХ

МАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИМАШИНИМЕХАНИЗМОВ

И.Н. Шиганов

inshig@bmstu.ru

Д.М. Мельников

Daenoor@gmail.com

М.А. Якимова

marya.korotaeva@yandex.ru

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Рассмотрен экспресс-метод определения кинематиче-

ской вязкости и индекса вязкости смазочных материа-

лов нефелометрическим способом. Метод основан на

принципе лазерного фазового анализа — сканирования

жидкой среды в процессе изменения ее температуры.

Вязкость определена при свободном течении жидкости

в кювете. Рассматриваемый метод имеет ряд досто-

инств перед другими экспресс-методами определения

кинематической вязкости, среди которых высокая

точность, скорость исследования и удобство реализа-

ции в виде экспресс-прибора. Особенностью метода

также является то, что загрязнения (изменение плотно-

сти, оптической прозрачности и т. д.) сред не влияют на

определяемые показания кинематической вязкости.

Данный метод направлен на поддержание эффективно-

сти режима смазывания станков и различной техники

Лазер, вязкость, экспресс-анализ,

эффективность, смазочные

материалы

Поступила в редакцию 23.05.2016

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017

Статья выполнена в рамках работ по гранту Российского научного

фонда № 141901216

Введение.

Эффективность работы различной техники — от станков до транс-

портных машин — связана с эффективностью смазочных систем. Для коррект-

ного функционирования механизмов разрабатываются специальные смазочные

материалы, однако при постепенной отработке масел могут снижаться и пока-

затели работы механизмов. Значение качества и состояния масла тем больше,

чем выше стоимость и энергонасыщенность оборудования [1].

По мере эксплуатации все смазочные материалы постепенно теряют свои

начальные свойства, что связано как с качеством материала, так и с естествен-

ным процессом, происходящим при работе смазки [2]. Например, моторные

масла часто обладают моющим эффектом, что заключается в удалении нагара с

элементов двигателя. Из-за этой функции масло загрязняется, что не может

происходить бесконечно. Другая известная функция смазки — охлаждение, так-

же может нарушаться при отработке соответствующих присадок или загрязне-

нии масла. К причинам ухудшения свойств масла можно отнести загрязнение

продуктами износа или водой движущихся частей [3, 4], деградацию масла