Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

Экспресс-метод лазерного контроля вязкости смазочных материалов…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1

87

(в частности, окисление), истощение присадок. Отработка масла приводит к из-

менению целого ряда его параметров и как следствие, к сбою режима смазывания.

Ярким примером может служить эксплуатация гидроприводов строительных

машин. Там загрязнение абразивными примесями может стать даже причиной

отказа системы и, следовательно, существенных затрат на ремонт [5]. По мере из-

нашивания механизма повышаются требования к рабочим свойствам масла, ка-

сающиеся вязкости, моющедиспергирующих или антикоррозионных свойств [1].

Срок службы смазочного материала определяется по результатам много-

численных исследований, которые проходят на всех стадиях изготовления мас-

ла — от разработки до производства. Производители техники проводят соб-

ственные исследования, в которых оценивается, как загрязнение и отработка

масла влияют на механизм. Масло, которое отслужило свой срок, необходимо

менять и отправлять на регенерацию. Однако надо иметь в виду, что если ме-

нять масло слишком поздно, то может снизиться эффективность работы [6]

механизма, а также будет происходить постепенное накопление необратимых

изменений в подвижных элементах. При поздней замене масла увеличиваются

затраты на его регенерацию. Если менять масло слишком рано, то сильно растут

общие затраты на смазочные материалы.

Существенное влияние на скорость отработки масел оказывают условия экс-

плуатации механизма. Сложные условия ведут к повышенной отработке [7], по-

этому замену масла необходимо проводить раньше срока, указанного по резуль-

татам заводских исследований. Причинами ранней отработки могут быть эксплу-

атация в агрессивной среде (на шахтах, море и т. д.), попадание пыли (для строи-

тельной техники) либо частая перегрузка механизма. Всё это приводит к тому, что

масло теряет свои начальные свойства слишком быстро, режим смазывания

нарушается, и дорогостоящая техника может выйти из строя. При этом частая

замена смазочного материала ведет к повышенным расходам, поэтому целесооб-

разно осуществлять её только при достижении определенной степени отработки.

Для этого необходим оперативный контроль состояния материала непосред-

ственно на месте эксплуатации. Лабораторные химические и физико-химические

методы, как правило, не подходят для такой задачи, вследствие чего широкое

распространение получили различные экспресс-приборы по анализу жидких

сред, основанные на оптических, диэлькометрических и других методиках.

Контроль вязкости смазочных материалов.

Вязкость является одним из

основных показателей работы смазочной системы. Вязкость не должна быть

слишком низкой, так как это может привести к повреждению движущихся ча-

стей. Слишком высокая вязкость снижает эффективность работы системы, а

также служит одной из причин засорения фильтров (в случае систем на основе

ДВС). В связи с этим значение вязкости специально рассчитывается для каждо-

го механизма. Однако при эксплуатации техники в широком диапазоне темпе-

ратур возникает проблема с поддержанием значения вязкости на должном

уровне.