Первый режим — режим немонотонного ускорения характеризу-
ется тем, что максимум скорости плазменного образования достига-
ется внутри канала в точке с координатой
f
z
m
≤
1
. При дальнейшем
движении плазменный поршень тормозится из-за возрастания массы
движущейся плазмы при уменьшении (или постоянстве) ускоряющей
электромагнитной силы.
Второй режим характеризуется непрерывным возрастанием скоро-
сти в течение всего времени пребывания плазменного поршня в ка-
нале ускорителя. В этом случае максимум скорости достигается (при
формальном продолжении зоны ускорения) в точках
f
z
m
>
1
, т.е. вне
ускорителя.
Как следует из приведенных расчетов, реализация того или иного
режима ускорения определяется в основном силовыми параметрами
А
и декремента затухания
ε
, но слабо зависит от числа звеньев
n
фор-
мирующей линии. Было установлено, что при значениях параметра
А
=
А
кр
≈
5 + 17
ε
реализуется пограничный режим, когда макси-
мум скорости достигается при вылете плазменного поршня из канала
(
f
z
m
= 1
). При
A
≤
A
кр
реализуется режим немонотонного ускорения,
при
A
≥
A
кр
— режим непрерывного ускорения. Параметры боль-
шинства технологических ИППУ таковы, что они практически все
работают в режиме немонотонного ускорения, т.е. при
A
≤
A
кр
.
На рис. 3 приведены зависимости безразмерных скоростей
˜
v
и ко-
ординат
˜
z
плазменного образования от безразмерного времени
τ
при
различном числе
n
звеньев емкостной формирующей линии и задан-
ных значениях основных безразмерных параметров
А
и
ε
(
θ
= 0
,
01
),
соответствующих режиму немонотонного ускорения.
Как видно, во всех случаях динамика ускорения такова, что плаз-
менное образование ускоряется только на фазе роста тока разряда,
достигая максимальных значений скорости
f
v
m
в моменты времени
Рис. 3. Зависимость безразмерных координаты и скорости от безразмерного вре-
мени (
ε
= 0
,
1
,
θ
= 0
,
01
):
—– —
A
= 0
,
15
; – – – —
A
= 1
;
1
—
e
v
к
,
n
= 1
;
2
—
e
v
к
,
n
= 2
; I —
˜
z
,
n
= 1
; II —
˜
z
,
n
= 2
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 4 93