Background Image
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Однако ВМ имеют и существенные недостатки. Отметим лишь два

из них.

У ВМ со стальными колесами и эвольвентными зубьями с раз-

ностью в два зуба нижняя граница передаточных отношений лежит

в пределах от 60 до 80 единиц, что значительно сужает область их

практического применения.

Экспериментально подтвержденный усталостный ресурс стандарт-

ных волновых редукторов достигает лишь 10 000 ч, что в 3 раза мень-

ше ресурса соответствующих им по параметрам планетарных пере-

дач [1].

Указанные недостатки во многом устраняются использованием для

волнового зацепления зубьев колес более благоприятных циклоидаль-

ных форм. Однако необходимо отметить, что ориентация на исполь-

зование более предпочтительных циклоидальных форм зубьев колес

сегодня является чисто теоретической попыткой их внедрения в прак-

тику волнового редукторостроения. В настоящее время в основном

разработаны и реализованы методы расчета геометрии волнового за-

цепления, ориентированные на использование эвольвентных (с раз-

носторонним расположением центров кривизн сопряженных поверх-

ностей) и близких к ним форм зубьев колес. Выбор такой формы

зубьев обусловлен, прежде всего, доступностью эвольвентного режу-

щего инструмента и зуборезного оборудования. Определенную роль

в выборе эвольвентных форм зубьев для волновых передач сыграло

и то обстоятельство, что основной объем их исследований выпол-

нен специалистами, которые в своей повседневной практике и ранее

ориентировались на детально разработанные и широко используемые

теории эвольвентного и станочного зацеплений [2].

Вместе с тем, теоретические исследования [3] показывают, что

для волнового зацепления во всех отношениях наиболее эффективной

является более сложная с технологической точки зрения циклоидаль-

ная форма зубьев. При прочих равных условиях между циклоидаль-

ными зубьями колес волновой пары (с односторонним расположением

центров кривизн сопряженных поверхностей) возникают существенно

меньшие контактные напряжения, чем в зубьях иной формы. Это обу-

словлено совпадением радиусов и центров кривизн во всех точках кон-

такта по циклоидам сопряженных зубьев колес и более равномерным

распределением контакта вдоль их длины. А поскольку при цикло-

идальной форме практически устраняется концентрация напряжений

у ножек зубьев [4], которая в основном определяет усталостный ре-

сурс гибкого колеса (ГК) с эвольвентными зубьями, следует ожидать

заметного повышения несущей способности ВМ и их усталостного

ресурса.

И что не менее важно, циклоидальная форма зубьев колес волново-

го зацепления с разностью в два зуба позволяет существенно снизить

108 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 2