Рис. 4. Конструктивная схема
ТМН с комбинированной про-
точной частью
Особенностью конструкции является
сочетание в проточной части насоса ра-
бочих колес с попеременным изменением
осевого и радиального направлений пото-
ка газа. В результате возрастает эффек-
тивность работы каждой ступени.
Уменьшить габаритные размеры ТМН
позволяет применение проточной части с
размещением на стороне нагнетания ко-
лес с радиальным направлением потока
газа (рис. 4).
Как показали проведенные исследова-
ния, такая схема имеет существенные ре-
зервы, особенно при использовании мно-
гопараметрической оптимизации основ-
ных характеристик ТМН.
Повысить создаваемое отношение давлений без увеличения га-
баритных размеров насоса можно, применяя конструкцию насоса с
агрегатированием в проточной части осевых ступеней ТМН и блока
цилиндрического молекулярного вакуумного насоса (МВН).
На рис. 5 для сравнения приведены чертежи насосов ТМНГ-500
(вариант 1) и ТМНГ-450 (вариант 2). В насосе ТМНГ-500 проточная
часть содержит традиционный пакет осевых роторных и статорных
лопаточных колес, в ТМНГ-450 она состоит из блоков осевых лопа-
точных колес и цилиндрического молекулярного насоса с винтовыми
каналами, выполненными на корпусе насоса.
Вал в этих насосах установлен на двух радиальных и одной осевой
аэростатической опорах.
Разработка насоса ТМНГ-500 была обусловлена необходимостью
проверки на практике полученных данных об эффективности исполь-
зования схем ТМН с комбинированной проточной частью, а также
оценки степени трудоемкости изготовления по сравнению с насосом
ТМН-450, проточная часть которого содержит осевые ступени и блок
молекулярных ступеней.
В результате сравнения серийно созданных машин установлено,
что при увеличении номинального значения быстроты действия на
25% объем и масса насоса ТМНГ-500 становятся больше на 20% и
6% соответственно, чем у ТМНГ-450. При этом по данным СКТБ ПО
“Вектор”, производственные затраты на изготовление насосов этих мо-
делей составили соответственно 862 (ТМНГ-500) и 950 (ТМНГ-450)
нормо-часов. Все это свидетельствует о преимуществе насосов с ком-
бинированной проточной частью, как обладающих улучшенными мас-
согабаритными характеристиками с учетом определенной сложности
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 5 7