специальном профилографе-профилометре, изготовленном в ЦНИИ
измерений.
На заключительном этапе проводилось экспериментальное иссле-
дование влияния режимов высокоскоростного фрезерования (подачи
и скорости обработки) на скорость протекания коррозии на поверхно-
стях образцов.
В процессе проведения коррозионных испытаний одна из поверх-
ностей образцов считалось рабочей, она подвергалась механической
обработке, а нерабочие поверхности предварительно покрывались за-
щитным слоем хлоркаучукового лака.
Ускоренные испытания на общую коррозию проводились при пол-
ном погружении испытуемых образцов в 3%-ный раствор хлорида
натрия на 72 ч, согласно ГОСТ 9.017–74.
Предполагалось, что методика ускоренных испытаний на общую
коррозию моделировала воздействие различных атмосферных усло-
вий, имеющих место в процессе эксплуатации изделий, а именно: со-
левого тумана, сернистого газа, повышенной влажности, температуры,
солнечной радиации и т.д.
После завершения испытаний продукты коррозии удалялись с ра-
бочих поверхностей образцов, изготовленных из дуралюмина с по-
мощью раствора, содержащего 80%-ную ортофосфорную кислоту с
хромовым ангидридом, а с рабочих поверхностей образцов из лату-
ни — с помощью 5–7%-ного раствора серной кислоты. Предваритель-
но подтверждалось слабое или полное отсутствие коррозионного воз-
действия на испытуемые сплавы растворов, используемых для снятия
продуктов коррозии [15].
Все однотипные эксперименты повторялись 3–5 раз, обобщение
результатов осуществлялось по среднему значению.
Результаты исследований.
Результаты проведенных эксперимен-
тов представлены на рис. 1. . . 5. Исследования показали, что наиболь-
шее значение показателя скорости коррозии
K
М
соответствует рабо-
чим поверхностям образцов, полученных фрезерованием (Ф) (рис. 1).
Значения
K
М
снижаются при обработке образцов из латуни фрезеро-
ванием с последующей доводкой (ФД). Наименьшие значения пока-
зателя скорости коррозии наблюдаются при высокоскоростном фрезе-
ровании (ВСФ) на всех опробованных материалах. При этом скорость
протекания коррозии замедляется на 20,5% на латуни и на 12,5% на
дуралюмине.
Анализ полученных данных показывает, что дуралюмин Д16Т име-
ет в целом более низкую коррозионную стойкость по сравнению с
латунью Л62, причем эта закономерность сохраняется независимо от
способа механической обработки.
102 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 4