ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 621.436
А. Г. К у з н е ц о в
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУНАТУРНОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ
РЕЖИМОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ
ТЕПЛОВОЗА
Приведены результаты полунатурного моделирования динамиче-
ских режимов энергетической установки тепловоза и системы
управления на разработанном стенде. При моделировании прове-
дены проверка работоспособности стенда и адекватности мате-
матических моделей, а также исследование влияния настроек ре-
гулятора на качество процессов управления энергетической уста-
новкой.
E-mail:
Ключевые слова
:
моделирование, энергоустановка, тепловоз, динамиче-
ский режим.
На определенном этапе разработки систем автоматического упра-
вления (САУ) энергетических установок целесообразно использовать
полунатурное моделирование, при котором натурные элементы систе-
мы управления сопрягаются с компьютерной моделью энергетической
установки. Это дает возможность сокращать сроки разработки проекта
и экономить средства, заменяя имитационным моделированием доро-
гостоящие натурные испытания. Полунатурное моделирование дина-
мических процессов осуществляется в реальном масштабе времени,
что накладывает жесткие требования на быстродействие используе-
мых математических моделей.
Для проведения полунатурного моделирования динамических ре-
жимов энергетической установки тепловоза 2ТЭ116 разработан спе-
циальный стенд [1], компьютерная часть которого содержит матема-
тические модели комбинированного дизеля 16ЧН26/26 [2] и энерге-
тической установки с электрической передачей мощности от дизеля к
колесным парам тепловоза [3].
Для проверки работоспособности стенда и адекватности разра-
ботанных математических моделей проведено полунатурное модели-
рование переходных процессов энергетической установки тепловоза
2ТЭ116 на характерных режимах управления движением поезда. По-
лученные при полунатурном моделировании процессы сравнивались
со сходными экспериментальными процессами, снятыми при испыта-
ниях тепловоза в реальных условиях.
64 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3