Рис. 2. Процессы управления тепло-
возом при переводе КМ на позиции
N
= 1
−
8
−
15
−
8
−
1
Для задания значений перечи-
сленных параметров энергетиче-
ской установки тепловоза на гра-
фиках (см. рис. 1) ось ординат ис-
пользовалась в качестве единой
числовой шкалы. Числовые зна-
чения
n
д
и
U
г
в принятых едини-
цах физических величин опреде-
ляются непосредственно по при-
нятой числовой шкале. Для опре-
деления значений
n
т
и
I
г
необхо-
димо числовые значения этих па-
раметров увеличить в 10 раз, для
p
к
— уменьшить в 10 раз, а для
h
— уменьшить в 100 раз.
Анализируя результаты полу-
натурного моделирования и срав-
нивая результаты расчетных про-
цессов с аналогичными экспери-
ментальными, выявили, что смо-
делированные процессы правильно описывают характер изменения
основных параметров энергетической установки тепловоза с прогно-
зируемой при создании моделей погрешностью имитации динамиче-
ских режимов (не более 10%).
Полученные результаты подтвердили работоспособность разрабо-
танного стенда с заложенными математическими моделями, что дало
возможность использовать стенд для полунатурного моделирования
динамических режимов комбинированного дизеля и энергетической
установки тепловоза в широком диапазоне изменения режимов рабо-
ты установки и настроек САУ.
На рис. 2 в качестве примера приведены результаты полунатурного
моделирования процесса управления движением тепловоза при резком
переводе КМ на позиции в последовательности:
N
= 1
−
8
−
15
−
8
−
1
.
При полунатурном моделировании проводился также анализ ди-
намики выбросов токсичных компонентов отработавших газов дизеля
по оксидам азота и оксиду углерода. На рис. 3 приведены переходные
процессы изменения частоты вращения вала дизель-генератора (
n
д
),
расхода топлива (
G
т
), расхода оксидов азота (
G
NO
x
) и расхода оксида
углерода (
G
CO
) при переводе КМ на позиции
N
= 1
−
8
−
14
. Число-
вые значения единой шкалы для всех приведенных параметров (см.
рис. 3) соответствуют частоте вращения вала дизель-генератора. При
определении расходов топлива и токсичных компонентов отработав-
ших газов дизеля необходимо использовать следующие множители:
66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 3