Некоторые замечания по динамике неголономных систем - page 7

точке контакта фрикционного вариатора равна
M
1
,
а сила сопроти
-
вления в той же точке равна
M
2
/r
.
Согласно теории упругого скольже
-
ния справедливо соотношение
M
1
M
2
/r
=
или
M
1
M
2
ρ/r
=
Kρη,
(7)
где
K
коэффициент упругого скольжения
;
η
=
V
ск
/V
0
относитель
-
ная скорость упругого скольжения
,
V
ск
скорость упругого скольже
-
ния
,
V
0
окружная скорость
чистого качения
”.
Скорость упругого скольжения определяется как разность между
действительной скоростью и скоростью
чистого качения
и равна
V
ск
= ˙
x
V
0
,
где
˙
x
1
= ˙
ϕ
1
ρ
действительная окружная скорость ве
-
дущего колеса
;
V
0
=
ω
0
ρ
окружная скорость чистого качения
;
ω
0
заданная частота вращения приводного двигателя
.
Отсюда получаем
,
что
η
= ˙
ϕ
1
0
1
.
(8)
Объединяя уравнения
(5), (7),
и
(8),
получим искомое уравнение объек
-
та регулирования
:
(
J
1
+
J
2
ρ
2
/r
2
) ¨
ϕ
1
+ 2
J
2
ρ/r
2
( ˙
ρ
˙
ϕ
1
) =
( ˙
ϕ
1
0
1)
.
(9)
Последнее уравнение
,
учитывающее упругое скольжение элемен
-
тов фрикционной пары
, “
трасформирует
уравнение неголономной си
-
стемы
(6)
в уравнение голономной системы
.
Этот пример показывает
,
что большинство практических задач о ка
-
чении двух тел или задач о передаче тяговых усилий посредством сил
трения
,
решаются как задачи голономной механики при условии нахо
-
ждения упругих характеристик контактирующих тел
,
таких как модуль
упругости и коэффициент Пуассона
,
а также коэффициентов трения
скольжения
.
При этом исключаются из рассмотрения такие абстракт
-
ные с позиций современной трибологии понятия
,
как абсолютно глад
-
кое или абсолютно шероховатое тело
.
Следует отметить еще одно важное преимущество метода реше
-
ния задач динамики с использованием модели голономной системы
по сравнению с использованием модели неголономной системы
.
Это
связано с точностью получаемого решения
,
ибо первое решение имеет
б
´
ольшую точность и достоверность
,
поскольку при этом учитывает
-
ся реальное тангенциальное проскальзывание контактирующих тел
,
в
то время как во втором случае это явление игнорируется
.
Например
,
при расчете
,
когда в контакте находятся два стальных тела
,
ошибка
составляет
(0,2. . . 0,4) %,
ошибка в пройденном пути автомобиля равна
(3. . . 5) %,
ошибка курсометра или планиметра
,
в которых в качестве
124 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
2
1,2,3,4,5,6 8
Powered by FlippingBook