ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 621.436.013
Ю. А. Г р и ш и н, Р. Н. Х м е л е в,
Н. С. Б а з а е в а
ПОСТАНОВКА ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ
ПРИ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ
ТЕЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В ТРУБЕ
Предложены общие рекомендации и получены расчетные зависи-
мости для определения условий на границах при математическом
описании течения дизельного топлива в трубе. Приведены примеры
расчетов.
E-mail:
;
;
Ключевые слова
:
дизельное топливо, математическое моделирование,
граничные условия, метод Годунова.
Одним из основных этапов при численном моделировании системы
топливоподачи дизельного двигателя является постановка граничных
условий. Это позволяет выполнить совместный расчет процессов в
основных элементах системы топливоподачи, к которым относятся
трубопровод, полости топливного насоса высокого давления (ТНВД),
штуцера и форсунки.
Анализ работ [1–4] по расчету системы топливоподачи позволя-
ет сделать вывод об отсутствии общих обоснованных рекомендаций,
связанных с постановкой граничных условий. При этом граничные
условия формулируются различными способами, как правило, зави-
сящими от используемого математического описания и численного
метода решения уравнений гидродинамики.
Поэтому целью настоящей работы является выработка общих ре-
комендаций, связанных с постановкой граничных условий, которые в
дальнейшем будут использоваться при совместном расчете элементов
системы топливоподачи.
Математическое описание системы топливоподачи базируется на
комбинации нульмерных (по пространству) и одномерной моделей.
Нульмерный подход используется для описания гидромеханических
процессов в полостях ТНВД, штуцера и форсунки, одномерный — для
описания гидродинамических процессов в трубопроводе. Сопряжение
этих моделей выполняется следующим образом. Одномерная модель
трубы определяет расход (приход) жидкости для нульмерных моде-
лей. Нульмерные модели полостей определяют параметры состояния
102 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 2