Предположим
,
что в
первом варианте
исполнения двигателя число
витков и угол включения
θ
вкл
выбраны так
,
что в базовой точке
“
а
”
ха
-
рактеристики
1
(
см
.
рис
. 1)
при
ω
=
ω
баз
на интервале
γ
раб
обеспече
-
но постоянство фазного тока
I
(
θ
)
на некотором уровне
I
м
(
кривая
1
а
(
см
.
рис
. 2).
Форму фазного тока ВИД с его постоянством на интервале
γ
раб
далее будем условно называть
“
прямоугольной
”
и отметим индек
-
сом
“
П
”.
Таким образом
,
в
первом варианте исполнения ВИД
примем
,
что
точка его номинального режима располагается в некоторой промежу
-
точной точке
“
в
”
между точками
“
а
”
и
“
г
”
кривой
2
(
см
.
рис
. 1)
с коор
-
динатами
ω
раб
,
M
раб
.
Подчеркнем
,
что в первом варианте в точке
“
в
”
с
координатами
ω
раб
и
M
раб
фазный ток ВИД имеет треугольную форму
(
кривая
2
в
,
см
.
рис
. 2),
причем
,
чем больше
ω
раб
превышает
ω
баз
,
тем бы
-
стрее фазный ток спадает на рабочем участке и тем сильнее выражен
треугольный характер его изменения в пределах цикла коммутации
.
Та
-
ким образом
,
отношение
ω
раб
/ω
баз
в некоторой степени может быть ме
-
рой искажения формы фазного тока по сравнению с прямоугольной
.
С другой стороны
,
очевидно
,
что при проектировании ВИД можно
при том же напряжении питания
U
ном
так выбрать обмоточные данные
(
число витков и схему соединения катушек в обмотке
)
и значение угло
-
вого интервала
γ
вкл
,
что рабочая точка
“
в
”
с координатами
M
раб
и
ω
раб
совпадет с базовым режимом механической характеристики
3
на рис
. 1.
Тогда
,
форма фазного тока ВИД в точке
“
в
”
на кривой
3
будет прямо
-
угольной
(
кривая
3
в на рис
. 2).
Это соответствует
второму варианту
исполнения ВИД
.
При этом
,
сравнивая условия работы ВИД по первому и второму вариантам в од
-
ной и той же точке
“
в
” (
см
.
рис
. 1),
можно оценить изменение мак
-
симальных и действующих значений токов в фазе
,
изменение эффек
-
тивности электромеханического преобразования энергии
,
объема меди
,
потерь в меди
,
площади сечения окна стали и т
.
д
.
Такое сравнение по
-
зволит сделать более обоснованный вывод о рациональной форме фаз
-
ного тока для номинального режима работы ВИД
.
Прежде всего
,
выясним
,
как должны быть изменены число витков
фазных обмоток и параметры коммутации проектируемого двигателя
по второму варианту по отношению к параметрам двигателя
,
исполня
-
емого по первому варианту
,
чтобы в номинальном режиме ток в фазах
был прямоугольной формы
.
Условия обеспечения прямоугольной формы фазного тока ВИД
.
Воспользуемся известным выражением для фазного тока на рабочем
этапе цикла коммутации ВИД
γ
раб
в режиме локального
насыщения
[8, 9]:
36 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
1