ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
УДК 629.7.036.5
В. Б. С а п о ж н и к о в, В. А. М е н ь ш и к о в,
И. С. П а р т о л а, А. В. К о р о л ь к о в
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПРОФЕССОРА В.М. ПОЛЯЕВА
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОРИСТО-СЕТЧАТЫХ
МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВНУТРИБАКОВЫХ
УСТРОЙСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
МНОГОКРАТНЫЙ ЗАПУСК ЖИДКОСТНЫХ
РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Рассмотрена проблема обеспечения многократного запуска
жидкостных ракетных двигателей космических аппаратов и
разгонных блоков в условиях, близких к невесомости, большой
вклад в решение которой внес профессор МВТУ им. Н.Э. Баумана
В.М. Поляев.
Проблема обеспечения многократного запуска жидкостных ракет-
ных двигателей (ЖРД) космических аппаратов (КА) и разгонных бло-
ков (РБ) в условиях, близких к невесомости, появилась одновременно
с началом практического освоения космического пространства в кон-
це 50-х годов прошлого столетия. К настоящему времени разработаны
многочисленные технические устройства и способы для решения этой
проблемы, начиная от применения так называемой “предпусковой пе-
регрузки” и заканчивая использованием акустических либо электро-
магнитных полей для управления положением поверхности раздела
“жидкость–газ” при невесомости. Однако наибольшее распростране-
ние при объемах топливных баков (ТБ), превышающих тысячи ли-
тров, получили внутрибаковые устройства (ВБУ) на основе сетчатых
разделителей (СР). Принцип работы этих устройств заключается в
следующем: для предотвращения прорыва газа наддува в расходные
магистрали ТБ при запуске ЖРД в невесомости используются силы по-
верхностного натяжения, величина которых тем больше, чем меньше
характерный размер ячеек СР. Главным недостатком таких устройств
является их значительное гидравлическое сопротивление и, как след-
ствие, потребность в повышенных значениях давления наддува. Кроме
того, если газ наддува все-таки проходит через СР, эти устройства пе-
рестают работать.
Профессор В.М. Поляев, долгое время изучавший перспективы
применения пористых материалов в элементах конструкций двига-
78 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2